Суть проекта
Основная цель программы – коррекция, абилитация и развитие функциональных блоков мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Целевая аудитория
Программа предназначена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям от 5 до 15 лет, имеющих:
• задержку психического развития различной этиологии,
• трудности формирования регуляторных функций, произвольного внимания и контроля (СДВГ),
• «мягкую» органическую симптоматику,
• эмоционально-личностные особенности, свидетельствующие об искаженном типе развития,
• дискалькулии, дисграфии, дислексии,
• неустойчивость стато-кинетического баланса, слабость сенсомоторного базиса развития.
Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.
Занятия показаны ребенку, имеющему в анамнезе следующие особенности:
- родовая травма;
- рождение с помощью Кесарева сечения;
- повышенный (гипертонус) или пониженный (гипотонус) тонус;
- частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопичские дерматиты; лечение антибиотиками;
- травмы головы, получение общего наркоза;
- ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
- мало ползал или не ползал совсем;
- ходил на цыпочках, поздно начал говорить (ЗРР);
- гиперактивен или излишне медлителен;
- импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
- быстро утомляется, с трудом засыпает;
- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;
- пишет неразборчиво плохо усваивает учебный материал;
- при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
- плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
- пишет, рисует левой рукой;
- имеет задержку формирования мелкой моторики;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
- невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
- неуклюж, часто спотыкается, подвержен частым травмам.
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
Оценка эффективности коррекционно-развивающих занятий осуществляется с помощью нейропсихологической диагностики, включающей методики, указанные на слайде.
Контрольная диагностика подтверждает, что применение в психологической коррекции детей с нарушениями развития метода сенсорной интегративной терапии позволяет скорректировать и развить функциональные блоки мозга, инициировать базовые составляющие подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, стабилизировать и активировать энергетический потенциал организма, повысить пластичность сенсомоторного обеспечения психических процессов.
При условии успешной реализации программы у ребенка будет отмечаться:
- оптимизация уровня активности, общего состояния, повышение уровня нейродинамики;
- положительная динамика в развитии высших психических функций: моторной, сенсорной, мнестической сфер, речи, внимания (контроль и регуляция своего поведения, концентрация внимания на предложенной деятельности), мышления, квазипространственных представлений, создающих основу для успешного обучения ребенка в ДОУ и школе;
- стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, снизится уровень тревожности.
Оценка достижения планируемых результатов проводится специалистом (или специалистами), реализующими конкретную программу.
Программа предусматривает входящую и итоговую диагностики (до проведения занятий с целью построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы и после проведения цикла занятий для оценки эффективности реализованной программы).
Формы, методы и методики проведения диагностики зависят от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, а также направления коррекционно-развивающего воздействия.
Реализация проекта
Направление, в рамках которого разработана коррекционно-развивающая программа с использованием детского игрового терминала «Солнышко», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.
Все дети проходят первичное нейропсихологическое обследование, позволяющее оценить актуальное состояние работы функциональных блоков мозга.
Занятия проводятся в кабинете психолога и адаптивных настольных спортивных игр, 3 раза в неделю, по 30-60 минут. На освоение всех блоков рекомендуется курс занятий, рассчитанный на 3 месяца, но уже через 7-10 занятий у ребенка отмечается положительная динамика.
Формат занятий - индивидуальный, возможен и групповой.
При сохранном функциональном состоянии ребенка каждое занятие начинается с дыхательных упражнений. Для переключения внимания, улучшения координации и мелкой моторики в занятия включается пальчиковая гимнастика.
Подбор игровых заданий программы соответствует содержанию таких образовательных областей Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. На первоначальном этапе с целью формирования стойкого интереса и погружения в игровой процесс, используется интегративная сенсорная панель - «Солнышко». Представленные задания дают возможность дать ребенку полный комплекс упражнений, направленных на решение вышеописанных задач. Как только ребенок достаточно уверенно устанавливает связи и овладевает навыком работы на плоскостном уровне, работа переносится непосредственно с практическим материалом.
Для формирования чувственного восприятия, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств используется набор - «Геометрические формы в перспективе». Набор эффективен для формирования мелкой моторики, зрительно-пространственной координации, различных видов памяти и внимания ребенка, а также развития сенсорной системы.
Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— применение знаний в новых жизненных ситуациях;
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать специалиста, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога-психолога.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности (применимо для детей с нарушениями речи):
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
—в случае сложных нарушений речи или полном ее отсутствии, умение ребенком применить заданный алгоритм действий и умение донести полученный ответ до специалиста всеми доступными ему способами (пантомимика, жесты, эмоциональное реагирование, адекватные поведенческие реакции);
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением; подведение итогов занятия;
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата):
развитие моторики, графомоторных навыков; (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога-психолога).
тактильно-двигательное восприятие; (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.).
кинестетическое и кинетическое развитие (формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз, в пространстве).
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов; развитие зрительного восприятия; восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений (способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств). Использование всех доступных анализаторов.
восприятие пространства; восприятие времени; (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
различные упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
осложненные задания логического и грамматического характера;
средства ИКТ - интерактивную панель (игры и тесты) для занятий.
Подбор игровых заданий соответствует содержанию образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» (соответствует ФГОС ДО и НОО).
Алгоритм проведения занятий:
1. Наблюдение за действиями педагога-психолога.
2. Выполнение упражнений совместно с педагогом-психологом.
3. Выполнение упражнений по подражанию.
4. Выполнение упражнений по инструкции педагога-психолога.
Демонстрация заданного алгоритма
Беседа (инструкция – разъяснение)
Упражнение
Выполнение упражнений в соответствии с действиями педагога-психолога
(формирование практического навыка)
Практическая работа (самостоятельное выполнение)
Наблюдение (оценка)
Количество занятий: Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога, 2 раза в неделю, 30-60 минут. На освоение всех блоков рекомендуется курс занятий, рассчитанный на 3 месяца.
В зависимости от целей и задач, а так же с учетом индивидуальных способностей ребенка, задания разных блоков могут предъявляться в разных комбинациях.
Данный метод является базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Программа построена на основе коррекционных программ, разработанных А.В. Семенович.
Каждое занятие включает в себя 3 обязательных блока упражнений [А.В. Семенович, В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова]:
1. Дыхательные упражнения: Упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка. Под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а затем выстраивая собственную программу – ребенок начинает контролировать своё дыхание.
2. Глазодвигательные упражнения: Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые формируются к 3-му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице (конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребёнка трудновыполнимыми упражнениями. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь уже их можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать яркие предметы. По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом снова врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёнок сможет выполнить это упражнение.
3. Растяжки и упражнения двигательного репертуара: Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лёжа), ребёнок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя). Упражнения представлены в определённом порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание по-пластунски, сидение и т.д. I этап ползания: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе. II этап ползания: ползание на четвереньках с опорой на руки. III этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах. Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Занятия проводятся в соответствии с индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы. Чередование (последовательность) тематических блоков определяется особенностями проблематики и соответствующих целей, задач коррекции данного ребенка. По мере освоения базовых упражнений, достижения оптимального состояния, в занятия добавляются элементы работы с сенсорной интерактивной панелью «Солнышко».