Попова Екатерина | Интервью – Женщины за здоровое общество

«Мы поймали второе дыхание, признание на федеральном уровне стало импульсом для еще большего развития»
Екатерина Попова
Архангельск

Ежегодно в России фиксируется более 450 тысяч случаев инсульта, что означает появление в сотнях тысяч российских семей родственников с полной или частичной потерей способности к самообслуживанию. В Архангельской области показатели заболеваемости инсультом и инфарктом миокарда достигают тревожных значений.

Сталкиваясь с болезнью близкого человека, его родственники попадают в новую, совсем незнакомую реальность, которая требует от них оперативной адаптации. Однако принятие решений, рациональный подход к возникающим проблемам, холодный ум – все это покрывается слоем паники, вызванной обрушившимися на семью больного новыми пугающими обстоятельствами. Проблема застала Екатерину Попову, директора Благотворительного фонда «Социальное развитие», и её единомышленников на горячей линии Красного креста, вследствие чего был создан социальный проект «Служба помощи Красного креста», направленный на оказание помощи семьям, которые заботятся о лежачих больных, перенесших инсульт или инфаркт. Восьмимесячный проект был успешно реализован в Архангельской области и дал десяткам семей возможность адаптироваться к новой реальности, принесшей вместе с трудностями шанс стать сильнее и надёжнее ради своих близких.

В интервью для платформы «Женщины за здоровое общество» автор проекта Екатерина Попова рассказывает о своей инициативе, её реализации, успехах, сложностях и женщинах в социальной сфере.

– Екатерина, как зародилась идея проекта и что поспособствовало его успешной реализации?

– Все началось с горячей линии Красного креста. Я тогда была волонтером, и нам позвонила женщина, у мужа которой случился инсульт. Она звонила и рыдала от непонимания, что теперь делать, как его довезти до поезда, как за ним ухаживать. Это был тревожный звонок во всех смыслах. Мы искали все возможные варианты помощи, даже вышли на РЖД, которые, как оказалось, предоставляют помощь в перевозке таких пассажиров. Но, понимаете, это нам, людям с холодной головой, удалось найти решения в необходимый срок. А позже офис Красного креста посетила Олеся Борисовна Старжинская - заместитель председателя правительства Архангельской области. Из ее уст мы впервые услышали о том, что у нас в регионе очень высокий процент заболеваемости инсультом и инфарктом. Она сообщила, что в области проводится большая работа в этом направлении, но помощь в основном направлена на пациентов. А мы, вспоминая наш первый кейс с горячей линии, обратили внимание на немалую нагрузку, которая ложится именно на родственников пациентов. И тогда мы вместе с Олесей Борисовной подумали, как мы можем помочь семьям. Благодаря этой встрече нам удалось сформулировать идею и выиграть губернаторский грант.

3695d450-3c26-4ec7-abf7-9a24b5a893d6.jpg

– Это была ожидаемая победа?

– Это все-таки были первые не очень уверенные шаги. Я в то время была далека от управления социальными проектами. Моя деятельность крутилась вокруг бизнеса, коммерции, поэтому я подавала заявку, не сильно веря в успех. Победа была скорее неожиданной, приятно удивила поддержка со всех сторон: от Министерства здравоохранения Архангельской области, отделения Единой России, Комплексного центра социального обслуживания населения. Нас хорошо поддержали, что дало толчок к дальнейшим действиям.

– В какую проектную программу в результате развилась ваша идея?

– Опросив нашу фокус-группу, мы решили, что в рамках проекта мы будем в первую очередь оказывать семьям психологическую поддержку. Когда человек обращается на линию, он обычно эмоционирует, поэтому сперва нужно его просто выслушать и успокоить. Затем наш оператор, оценивая ситуацию, предлагает помощь, на которую человек может рассчитывать. Очень важно на этом этапе дать обратившемуся человеку понять, что проблему можно решить. Часто первая потребность – доставить человека домой, в чем мы оказываем поддержку. Также мы помогаем в оформлении документов, с которыми семья может рассчитывать на бесплатную помощь социального работника. Еще одним важным направлением работы является обучение: в рамках проекта сиделки-педагоги проводили его или на дому у пациента, или на базе оборудованных площадок: Комплексного центра социального обслуживания населения и городской больницы. Большой популярностью у нас пользуется пункт обмена со средствами реабилитации, которые на самом деле недешевые, а также по мере выздоровления могут меняться. 98 средств реабилитации было передано в рамках нашего проекта. Отрадно, что и сейчас наши подопечные активно пользуются чатом обмена в группе ВКонтакте. Там же они между собой общаются на «больные» темы, поддерживают друг друга. Однако к организованным очным «группам поддержки», которые мы собирали совместно с психологом, вызвать большого интереса не удалось.

– Почему, как вам кажется?

– К сожалению, наши люди пока что не готовы открывать сердца. Мы планировали, что люди будут собираться и делиться своей болью (а она, конечно, есть у каждого). Но практика показала, что только от слова «психолог» многим уже становится некомфортно, лишь единицы открыты для психологической помощи. Хотя все наши волонтеры отмечали, что каждому второму обратившемуся она необходима. К счастью, некоторым людям все же удалось помочь.

– Волонтеры, сиделки-педагоги – кто еще вошел в команду проекта?

– Всего через проект прошло 32 волонтера, 19 из них – операторы горячей линии, которых мы обучили. Когда мы только начинали, мы рассчитывали на студентов-медиков. Однако студент-медик оказался у нас только один. В результате основная группа волонтеров-операторов – женщины 40+, которые или ухаживали, или ухаживают за близкими, или работают в медицине. Меня это, на самом деле, очень порадовало, потому что в 40 лет женщина уже в состоянии выслушать чужую боль, не перенося ее на себя, и оказать поддержку. Женщины в этом возрасте, говорю как HR-специалист, более ответственны, серьезны: сказали – сделают, и сделают с душой. Волонтеры-операторы отважно отработали с нами все 8 месяцев и сейчас продолжают принимать звонки и помогать людям.

Также в команде сиделки-педагоги, которые совершили 203 выезда к семьям. А во второй половине проекта коллектив неврологического отделения 1-й городской больницы предложил привлечь специалистов по физической реабилитации. Эти выезды оказались невероятно востребованы. За 3 месяца было совершено 86 визитов. Конечно, важной частью команды стали психолог, координаторы и авто-волонтеры.

– Нужны ли сейчас волонтеры? Как можно присоединиться к команде?

– Конечно! Очень нужны авто-волонтеры, которые помогут с доставкой больных. Например, есть бабушка, которая ухаживает за своим мужем, ей нужно доставить кресло. Очевидно, она сама не справится. Или, например, человек из лежачего стал сидячим, и ему теперь нужно пересмотреть инвалидность в больнице. Нужно отвозить, а это становится настоящим квестом. У нас есть анкета волонтера, которую мы сейчас еще активнее планируем распространять, чтобы привлечь больше помощников.

– Вы победили во всероссийском конкурсе «Женщины за здоровое общество». Какие у вас были ожидания от участия?

– Я заполнила заявку снова по рекомендации Олеси Борисовны Старжинской, которая и рассказала мне о конкурсе. Я не из числа тех счастливчиков, которые выигрывают какие-то конкурсы - совсем не ждала победы. Отправила заявку и даже, если честно, подзабыла. А когда мне позвонили и сказали, что мы победили, я сначала не поверила, думала, что шутка. Когда пришло осознание, даже расплакалась. Ведь, знаете, мы вот у себя на месте занимаемся, искренне пытаемся помогать людям и ни на что не рассчитываем. А победа в конкурсе напомнила, что мы делаем действительно важное дело. Мы поймали второе дыхание, признание на федеральном уровне стало импульсом для еще большего развития. Конкурс дал нам понять, как и что можно масштабировать.

– А как на ваш взгляд ваш проект встраивается в повестку женского влияния в обществе?

– Я по своей профессиональной деятельности – HR бизнес-партнер. Всегда стою на том, что женщины как работники гораздо эффективнее, скрупулезнее, внимательнее. И не только как работники – женщина влияет на семью, а значит, на все общество. Что касается нашего проекта, я уже упоминала женщин нашей команды, которые вносят такой большой вклад в наше общее дело. Когда я побывала на награждении победителей конкурса в Совете Федерации, меня невероятно обрадовало, что женская роль так активно обсуждается на федеральном уровне.

– Если смотреть с перспективы вашего проекта, у помощи все-таки женское лицо?

– Конечно! Снова вспоминается награждение. Когда мы были на встрече в Совете Федерации, была озвучена статистика, согласно которой высокая смертность наблюдается именно среди неженатых мужчин, потому что за ними нет должного ухода. Нет рядом человека, мотивирующего следить за здоровьем. А если человек женат, с большей вероятностью о нем позаботятся.

– А как вы справляетесь с этой функцией в своей семье?

– Здоровье у нас на первом месте. Более того, не только физическое, но и нравственное. К проекту «Служба помощи Красного креста» я привлекла всю семью: дочерей, мужа. Муж помогает в качестве авто-волонтера, а также иногда спонсирует наши активности. Мне кажется, у наших мужей просто нет выбора. Дочери тоже с удовольствием помогают, даже младшая 9-летняя раскладывает что-то, приносит, относит.

– Что бы вы с высоты победителя всероссийского конкурса пожелали женщинам в регионах, которые задумываются о своих социальных проектах или уже делают первые шаги в реализации?

– Я бы посоветовала быть гибкими. Я часто сталкиваюсь, в том числе в профессиональной деятельности с тем, что людям не хватает гибкости: мозга, взгляда, подхода. Нужно пробовать нестандартные варианты, не бояться. И, конечно, важно помнить о смелости – из-за внутренней нерешимости люди часто много от чего отказываются. «А вдруг меня обсмеют?» «А вдруг не получится?» «А вдруг никто не поддержит?» А вдруг нет? Пусть этот вопрос станет ключевым в принятии решений.

Возврат к списку