Половодова Наталья Сергеевна
Автор проекта
Дата рождения:
—
Место жительства:
Ямало-Ненецкий автономный округ, Надым
Организация:
—
Должность:
Заместитель главного врача по профилактической работе ГБУЗ ЯНАО "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики", председатель Региональной общественной организации ЯНАО "Общество профилактической медицины"
Сферы интересов:
#Здоровье детей
Проекты участницы
Здоровая улыбка – ямальским детям!
Суть проекта
По данным Всемирной организации здравоохранения 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, это неверно делают сами взрослые и также неправильно учат чистить зубы своих детей. К сожалению, Ямал в этом вопросе не является исключением! Однако, не все понимают, к каким серьезным последствиям со здоровьем приводят, казалось бы, не очень серьезные проблемы с зубами и деснами. Так, доказана взаимосвязь плохой гигиены полости рта и высокий риск заболеваний сердца и сосудов, инфекционных заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.
В настоящее время отмечается высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний среди детей Ямало-Ненецкого автономного округа. Уже в 3-4 года 85% детей нуждаются в помощи стоматолога, а 50% имеют разрушенные молочные зубы, что обусловлено неблагоприятным антенатальным периодом, недостаточным уровнем профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин, низкими знаниями в сфере профилактики заболеваний полости рта среди родителей и детей. Высокая распространенность кариеса среди детей Ямала и пораженные кариесом зубы могут стать очагами хронической одонтогенной инфекции, интоксикации, аллергизации организма, фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в будущем и проблем с желудочно-кишечным трактом. В среднем, у каждого 15-летнего ребенка 6-7 зубов поражены кариесом. А эти истоки идут с раннего детства.
Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного Н.Б. Михалевич (2012 г.), выявили высокую распространенность кариеса у представителей различных возрастных групп (90-92%). Уровень стоматологической помощи детскому населению является недостаточным (50%).
Интенсивность поражения кариесом у детей коренных народов Севера в 1,5 раз выше, чем у детей пришлого населения Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно по это причине мы уделяем большое внимание детям из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Учитывая актуальность данной проблемы для ямальских детей на протяжении более 5 лет на территории всего региона успешно реализуется проект «Здоровая улыбка – ямальским детям!». Цель проекта - формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством методической и консультативной помощи детям и их родителям, как залог сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения с детства.
С учетом того, что наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп, в этой связи мы предлагаем начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2–3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему детскому возрасту.
Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи с чем занятия нашими специалистами спланированы таким образом, чтобы вводная и теоретическая часть не превышала указанного времени. В последующей части урока полученные знания врачи стоматологи, врачи по медицинской профилактике, медицинские сестры закрепляют с ребятами на практике. Но как в народе говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать, для этого в нашем арсенале несколько комплектов специальных наглядных макетов (челюсть со здоровыми белыми зубками и большой зубной щеткой, макет строения здорового зуба и зуба с кариесом, челюсть курильщика), позволяющих отрабатывать навыки правильной чистки зубов, видеть последствия халатного отношения к гигиене ротовой полости, а также последствия вредных привычек.
Такая последовательность занятий способствует наиболее качественному прививанию навыков по уходу за полостью рта. Еще одним плюсом наших занятий является то, что дети перестают боятся лечить зубы и с легкостью посещают стоматологический кабинет. Мы получаем массу положительных отзывов от родителей.
Для успешной реализации гигиенического воспитания детей всех возрастных групп проект предусматривает выполнение ряда требований:
1. Высокая информированность родителей о целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его осуществления, поскольку, как полезные, так и вредные привычки закладываются с детства в семье (в результате выступлений специалистов на родительских собраниях, проведения прямых эфиров в официальном интернет-сообществе, участия в теле-, радиопередачах, разработке информационных материалах с полезной информацией).
2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения (после предварительного обучения и рекомендаций наших специалистов).
3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности (для детей дошкольного возраста проводится устный опрос до и после проведенных занятий, для младших школьников в виде познавательной анкеты).
4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.
5. Для достижения высокой медицинской эффективности гигиеническое воспитание должно быть массовым и охватывать все детское население.
При планировании занятий с детьми младшего дошкольного возраста (начиная с 2-3 лет), так и младшего школьного возраста (7-10 лет) соблюдается поэтапность освоения отдельных конкретных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному.
Основная роль специалистов нашей общественной организации (врача-стоматолога, врача по медицинской профилактике, медицинских сестер) в структуре проекта «Здоровая улыбка – ямальским детям!» состоит в обучении детей и их родителей, немедицинского персонала (педагогов) основам гигиены полости рта, методам профилактики и необходимости систематического планового лечения заболеваний зубов на их ранних стадиях.
Ежегодно в календарный план проекта входят следующие мероприятия:
1 Информационно-просветительская работа в дошкольных и школьных (начальные классы) образовательных организациях (ежемесячные интерактивные встречи - презентации с врачом-стоматологом или врачом по медицинской профилактике, медицинскими сестрами как воспитанников детских садов, так и начальных школ, участие специалистов в родительских собраниях).
2. Популяционная профилактическая работа, которая включает в себя комплекс мероприятий:
- участие в теле-, радиопередачах на тему: «Полезные привычки закладываются с детства», «Гигиена полости рта у детей», «Профилактика кариеса у детей. Советы родителям», «Здоровые зубы – счастливое будущее»;
- подготовка и размещение информации о образовательных учреждениях на тему формирования навыков гигиены полости рта у детей, профилактики стоматологических заболеваний и др.;
- участие в окружных массовых социально-профилактических акциях «Марафон здоровья», приуроченной к Всемирному дню здоровья – 7 апреля, «Береги здоровье смолоду!», посвященной Международному дню защиты детей – 1 июня, «В моей семье не курят!», приуроченной к Всероссийскому дню семьи – 8 июля, «Живу трезво», приуроченной к Всероссийскому дню трезвости – 11 сентября, «Время развеять дым», приуроченной к Всемирному дню отказа от курения – третий четверг ноября;
- массовое освещение проведенных мероприятий (новостные пресс-релизы);
- разработка макетов и оформление, распространение среди населения памяток, листовок, закладок на тему формирования навыков гигиены полости рта у детей, профилактики стоматологических заболеваний;
- вручение сувениров, подарков для здоровья после проведенных мероприятий, что еще больше закрепляет полученные знания у ребят, сохраняет позитив и устраняет страх от посещения стоматологического кабинета (детские зубные щетки, зубные пасты, именные книги-раскраски с графиком чистки зубов утром и вечером, детские цветные карандаши, специальные песочные часы со смайликом, позволяющие соблюдать необходимое время для чистки зубов – 3 минуты, зубные нити, магниты, с призывами к гигиене полости рта, светоотражающие браслеты и брелки на рюкзаки с мотивирующими фразами и др.;
3. Проведение вебинаров в официальном интернет-сообществе «Ямал – территория здоровья!», онлайн консультаций для детей и родителей всего ЯНАО посредством платформы «Дистант» МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»:
- Вебинары на тему «Профилактика стоматологической патологии»
- Онлайн консультации родителей по вопросам соблюдения гигиены полости рта, профилактики стоматологических заболеваний
- Видео консультации и видео-сюжеты.
В настоящее время отмечается высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний среди детей Ямало-Ненецкого автономного округа. Уже в 3-4 года 85% детей нуждаются в помощи стоматолога, а 50% имеют разрушенные молочные зубы, что обусловлено неблагоприятным антенатальным периодом, недостаточным уровнем профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин, низкими знаниями в сфере профилактики заболеваний полости рта среди родителей и детей. Высокая распространенность кариеса среди детей Ямала и пораженные кариесом зубы могут стать очагами хронической одонтогенной инфекции, интоксикации, аллергизации организма, фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в будущем и проблем с желудочно-кишечным трактом. В среднем, у каждого 15-летнего ребенка 6-7 зубов поражены кариесом. А эти истоки идут с раннего детства.
Результаты эпидемиологического стоматологического обследования населения Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного Н.Б. Михалевич (2012 г.), выявили высокую распространенность кариеса у представителей различных возрастных групп (90-92%). Уровень стоматологической помощи детскому населению является недостаточным (50%).
Интенсивность поражения кариесом у детей коренных народов Севера в 1,5 раз выше, чем у детей пришлого населения Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно по это причине мы уделяем большое внимание детям из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Учитывая актуальность данной проблемы для ямальских детей на протяжении более 5 лет на территории всего региона успешно реализуется проект «Здоровая улыбка – ямальским детям!». Цель проекта - формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного и младшего школьного возраста, посредством методической и консультативной помощи детям и их родителям, как залог сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения с детства.
С учетом того, что наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп, в этой связи мы предлагаем начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2–3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему детскому возрасту.
Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи с чем занятия нашими специалистами спланированы таким образом, чтобы вводная и теоретическая часть не превышала указанного времени. В последующей части урока полученные знания врачи стоматологи, врачи по медицинской профилактике, медицинские сестры закрепляют с ребятами на практике. Но как в народе говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать, для этого в нашем арсенале несколько комплектов специальных наглядных макетов (челюсть со здоровыми белыми зубками и большой зубной щеткой, макет строения здорового зуба и зуба с кариесом, челюсть курильщика), позволяющих отрабатывать навыки правильной чистки зубов, видеть последствия халатного отношения к гигиене ротовой полости, а также последствия вредных привычек.
Такая последовательность занятий способствует наиболее качественному прививанию навыков по уходу за полостью рта. Еще одним плюсом наших занятий является то, что дети перестают боятся лечить зубы и с легкостью посещают стоматологический кабинет. Мы получаем массу положительных отзывов от родителей.
Для успешной реализации гигиенического воспитания детей всех возрастных групп проект предусматривает выполнение ряда требований:
1. Высокая информированность родителей о целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его осуществления, поскольку, как полезные, так и вредные привычки закладываются с детства в семье (в результате выступлений специалистов на родительских собраниях, проведения прямых эфиров в официальном интернет-сообществе, участия в теле-, радиопередачах, разработке информационных материалах с полезной информацией).
2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения (после предварительного обучения и рекомендаций наших специалистов).
3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности (для детей дошкольного возраста проводится устный опрос до и после проведенных занятий, для младших школьников в виде познавательной анкеты).
4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.
5. Для достижения высокой медицинской эффективности гигиеническое воспитание должно быть массовым и охватывать все детское население.
При планировании занятий с детьми младшего дошкольного возраста (начиная с 2-3 лет), так и младшего школьного возраста (7-10 лет) соблюдается поэтапность освоения отдельных конкретных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному.
Основная роль специалистов нашей общественной организации (врача-стоматолога, врача по медицинской профилактике, медицинских сестер) в структуре проекта «Здоровая улыбка – ямальским детям!» состоит в обучении детей и их родителей, немедицинского персонала (педагогов) основам гигиены полости рта, методам профилактики и необходимости систематического планового лечения заболеваний зубов на их ранних стадиях.
Ежегодно в календарный план проекта входят следующие мероприятия:
1 Информационно-просветительская работа в дошкольных и школьных (начальные классы) образовательных организациях (ежемесячные интерактивные встречи - презентации с врачом-стоматологом или врачом по медицинской профилактике, медицинскими сестрами как воспитанников детских садов, так и начальных школ, участие специалистов в родительских собраниях).
2. Популяционная профилактическая работа, которая включает в себя комплекс мероприятий:
- участие в теле-, радиопередачах на тему: «Полезные привычки закладываются с детства», «Гигиена полости рта у детей», «Профилактика кариеса у детей. Советы родителям», «Здоровые зубы – счастливое будущее»;
- подготовка и размещение информации о образовательных учреждениях на тему формирования навыков гигиены полости рта у детей, профилактики стоматологических заболеваний и др.;
- участие в окружных массовых социально-профилактических акциях «Марафон здоровья», приуроченной к Всемирному дню здоровья – 7 апреля, «Береги здоровье смолоду!», посвященной Международному дню защиты детей – 1 июня, «В моей семье не курят!», приуроченной к Всероссийскому дню семьи – 8 июля, «Живу трезво», приуроченной к Всероссийскому дню трезвости – 11 сентября, «Время развеять дым», приуроченной к Всемирному дню отказа от курения – третий четверг ноября;
- массовое освещение проведенных мероприятий (новостные пресс-релизы);
- разработка макетов и оформление, распространение среди населения памяток, листовок, закладок на тему формирования навыков гигиены полости рта у детей, профилактики стоматологических заболеваний;
- вручение сувениров, подарков для здоровья после проведенных мероприятий, что еще больше закрепляет полученные знания у ребят, сохраняет позитив и устраняет страх от посещения стоматологического кабинета (детские зубные щетки, зубные пасты, именные книги-раскраски с графиком чистки зубов утром и вечером, детские цветные карандаши, специальные песочные часы со смайликом, позволяющие соблюдать необходимое время для чистки зубов – 3 минуты, зубные нити, магниты, с призывами к гигиене полости рта, светоотражающие браслеты и брелки на рюкзаки с мотивирующими фразами и др.;
3. Проведение вебинаров в официальном интернет-сообществе «Ямал – территория здоровья!», онлайн консультаций для детей и родителей всего ЯНАО посредством платформы «Дистант» МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»:
- Вебинары на тему «Профилактика стоматологической патологии»
- Онлайн консультации родителей по вопросам соблюдения гигиены полости рта, профилактики стоматологических заболеваний
- Видео консультации и видео-сюжеты.
Целевая аудитория
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, их родители
«Зрелость» проекта
Многократно реализован
Результаты проекта
Количественные результаты:
Качественные результаты:
- количество ребят, обученных основам здорового образа жизни и мерам профилактики стоматологических заболеваний: более 5000 человек;
- количество проведенных мастер-классов для ребят правилам личной гигиены ротовой полости: более 300;
- количество проведенных родительских собраний по тематике профилактики стоматологических заболеваний – более 100, охват взрослых более 5000;
- количество проведенных мероприятий в дистанционном формате: более 30;
- количество выпущенных и распространенных материалов по профилактике стоматологических заболеваний: около 50000 экз;
- количество проведенных массовых профилактических акций: более 50.
Качественные результаты:
- Повышение уровня информированности, практических навыков юных ямальцев, а также их родителей об основных принципах здорового образа жизни, об основных факторах риска и мерах профилактики стоматологических заболеваний за последние 5 лет на 10-15%;
- Снижение стоматологической заболеваемости среди ямальцев в целом.
Реализация проекта
—