Балабкина Ольга Валерьевна
Автор проекта
Дата рождения:
02 июля 1969г.
Место жительства:
Республика Саха (Якутия), Якутск
Организация:
Правительство Республики Саха (Якутия)
Должность:
Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Сферы интересов:
#Демография, #Женское здоровье, #Здоровье детей, #Здоровье старшего поколения, #ЗОЖ, #Корпоративное здоровье, #Просветительская деятельность, #Профилактическая медицина, #Технологии для здоровья
Социальные сети:
—
Проекты участницы
Растем с Якутией
Суть проекта
Современные дети отличаются от своих сверстников предыдущих поколений, так как развитие и взросление протекают в принципиально иных культурно-исторических условиях.
Новые технологии изменили все формы деятельности человека и обусловили переход к новому типу культуры. В связи с этим необходимы знания и анализ новой социальной ситуации детства, а также изучение ее влияния на изменение процессов развития и социализации детей. Без правильного учета этих данных представляется проблематичным дальнейшее совершенствование социальной практики, формирование человеческого капитала, проектирование различных развивающих пространств, экосистем, предназначенных для развития современных детей.
Необходимо отметить, что изучение состояния здоровья детей основано на популяционном исследовании, физических и статистических данных, без клинической картины, т.е. фундаментальных исследований на территории Якутии не проводилось. При этом диагноз «иммунодефицит» у детей становится все более популярным у врачей разных специальностей. Не располагая достаточными знаниями в области клинической иммунологии, педиатры смело назначают детям иммунотропные препараты различных групп при отсутствии каких-либо клинических показаний, без четкой формулировки диагноза, исследования и грамотной интерпретации результатов иммунного статуса. Необоснованная иммунокоррекция наиболее часто проводится детям, которые посещают детские учреждения и болеют ОРВИ 3-5 раз в течение года.
Также наблюдаются разнообразные отклонения иммунной системы, в том числе в сторону гиперактивации, у детей, преимущественно проживающих в городских условиях. Вероятнее всего, это связано с низкой степенью разнообразия антигенной нагрузки в раннем возрасте. В современных условиях с развитием урбанизации данное явление очевидно становится наиболее распространенным повсеместно.
Необходимо получение полноценной и достоверной информации о современных детях и детстве, как периоде жизни человека, в Республике Саха (Якутия) (здоровье, индивидуально-психологические и возрастно-психологические особенности, генетические способности).
Для этого необходимо:
Ключевой идеей проекта является комплексность, т.е. одновременное исследование психического развития и физического здоровья у одних и тех же детей в различных районах республики в целях составления полноценной и объективной картины психического и физического здоровья детей в Республике Саха (Якутия).
Новые технологии изменили все формы деятельности человека и обусловили переход к новому типу культуры. В связи с этим необходимы знания и анализ новой социальной ситуации детства, а также изучение ее влияния на изменение процессов развития и социализации детей. Без правильного учета этих данных представляется проблематичным дальнейшее совершенствование социальной практики, формирование человеческого капитала, проектирование различных развивающих пространств, экосистем, предназначенных для развития современных детей.
Необходимо отметить, что изучение состояния здоровья детей основано на популяционном исследовании, физических и статистических данных, без клинической картины, т.е. фундаментальных исследований на территории Якутии не проводилось. При этом диагноз «иммунодефицит» у детей становится все более популярным у врачей разных специальностей. Не располагая достаточными знаниями в области клинической иммунологии, педиатры смело назначают детям иммунотропные препараты различных групп при отсутствии каких-либо клинических показаний, без четкой формулировки диагноза, исследования и грамотной интерпретации результатов иммунного статуса. Необоснованная иммунокоррекция наиболее часто проводится детям, которые посещают детские учреждения и болеют ОРВИ 3-5 раз в течение года.
Также наблюдаются разнообразные отклонения иммунной системы, в том числе в сторону гиперактивации, у детей, преимущественно проживающих в городских условиях. Вероятнее всего, это связано с низкой степенью разнообразия антигенной нагрузки в раннем возрасте. В современных условиях с развитием урбанизации данное явление очевидно становится наиболее распространенным повсеместно.
Необходимо получение полноценной и достоверной информации о современных детях и детстве, как периоде жизни человека, в Республике Саха (Якутия) (здоровье, индивидуально-психологические и возрастно-психологические особенности, генетические способности).
Для этого необходимо:
- проведение комплексных научных исследований здоровья детей, психического развития, факторов, определяющих жизненную успешность личности ребенка;
- разработать, апробировать и внедрить инновационные методики, программы раннего развития детей;
- научно обосновать подготовку и принятие решений в области инвестирования в развитие детей, в формирование человеческого капитала будущих поколений;
- разработать научно обоснованные механизмы совершенствования экосистемы развития будущих поколений в цифровом обществе.
- Направления исследования:
- Комплексные научные исследования здоровья детей и факторов, влияющих на их формирование.
- Полномасштабные психосоциальные и психофизиологические исследования.
Ключевой идеей проекта является комплексность, т.е. одновременное исследование психического развития и физического здоровья у одних и тех же детей в различных районах республики в целях составления полноценной и объективной картины психического и физического здоровья детей в Республике Саха (Якутия).
Целевая аудитория
Дети дошкольного возраста в образовательных организациях Республики Саха (Якутия) (3000 детей)
«Зрелость» проекта
Реализован однократно
Результаты проекта
Получение научно-обоснованных данных, объективного состояния здоровья детей Республики Саха (Якутия) на репрезентативной выборке и разработка эффективных мер по их оздоровлению и профилактике.
Получение данных (знаний) об индивидуально-психологических и возрастно-психологических особенностях современных детей. Получение нового психодиагностического инструментария регионального характера в целях исследования современных детей для их общего и индивидуального развития.
Разработка инструментов специальной коррекции и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Получение данных (знаний) об индивидуально-психологических и возрастно-психологических особенностях современных детей. Получение нового психодиагностического инструментария регионального характера в целях исследования современных детей для их общего и индивидуального развития.
Разработка инструментов специальной коррекции и обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Реализация проекта
Участники проекта прошли курсы разработанные факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова для обучения лучшим методам психологической диагностики и современным подходам к пониманию детства. проведено измерение общего уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта); диагностика уровня развития саморегуляции (регуляторных функций); диагностика социальных навыков (понимания эмоций); диагностика речевого развития (словарный запас). По итогам первого этапа мы сможем получить информацию об актуальном развитии интеллекта, навыков когнитивной саморегуляции, речевого развития и понимания эмоций у детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день диагностика продолжается. Запланировано проведение еще порядка 800 индивидуальных встреч.
ЛАБОРАТОРИЯ ДЕТСТВА
Суть проекта
Проект «Лаборатория детства» создан в целях разработки и внедрения научно обоснованных и эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия).
Ключевой вид деятельности: научные исследования детства и просвещение.
Деятельность Лаборатории детства направлена на изучение и анализ современной ситуации развития детей с раннего возраста. Основными задачи являются:
– создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации проектов «пять китов» образования.
– разработка эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия) на основе научного исследования состояния здоровья и психологической диагностики детей (когнитивного и эмоционального развития).
– создание условий оказания ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Ключевой вид деятельности: научные исследования детства и просвещение.
Деятельность Лаборатории детства направлена на изучение и анализ современной ситуации развития детей с раннего возраста. Основными задачи являются:
– создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации проектов «пять китов» образования.
– разработка эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия) на основе научного исследования состояния здоровья и психологической диагностики детей (когнитивного и эмоционального развития).
– создание условий оказания ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Целевая аудитория
Семьи с детьми дошкольного возраста, посещающими образовательные учреждения Республики Саха (Якутия)
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
Получены данные о структуре заболеваемости (длительность, кратность заболеваний, индекс здоровья), уровне физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей дошкольного возраста Республики Саха (Якутия), а также о факторах риска развития у них заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани, глаза и его придаточного аппарата.
Получены научно обоснованные сведения о природно-климатических, экологических, социально-экономических, этнокультурных и административных факторах региона, влияющих на состояние здоровья детей дошкольного возраста Якутии.
Разработана методика оценки условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации во взаимосвязи с оценкой состояния здоровья и физического развития детей.
Разработаны научно обоснованные предложения по организации благоприятных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, сохранению и укреплению их здоровья, содействию формированию здоровьесберегающего поведения с учетом особенностей проживания в регионе.
Разработана комплексная научно обоснованная, структурно-содержательная модель здоровьесбережения детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия) с учетом природно-климатических, социально-экономических и этнокультурных особенностей данного региона.
Утверждены программы обучающих семинаров для административных, медицинских, педагогических работников системы дошкольного образования Якутии, а также концепция создания методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования в Республике Саха (Якутия).
Получены научно обоснованные сведения о природно-климатических, экологических, социально-экономических, этнокультурных и административных факторах региона, влияющих на состояние здоровья детей дошкольного возраста Якутии.
Разработана методика оценки условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации во взаимосвязи с оценкой состояния здоровья и физического развития детей.
Разработаны научно обоснованные предложения по организации благоприятных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, сохранению и укреплению их здоровья, содействию формированию здоровьесберегающего поведения с учетом особенностей проживания в регионе.
Разработана комплексная научно обоснованная, структурно-содержательная модель здоровьесбережения детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия) с учетом природно-климатических, социально-экономических и этнокультурных особенностей данного региона.
Утверждены программы обучающих семинаров для административных, медицинских, педагогических работников системы дошкольного образования Якутии, а также концепция создания методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования в Республике Саха (Якутия).
Реализация проекта
Проект предусматривает реализацию двух последовательных этапов. В ходе первого этапа дается оценка условий пребывания детей в дошкольных учреждениях образования, попавших в выборку исследования. Для этого на основании разработанного инструментария изучаются достаточность помещений, персонала и оборудования; эффективность используемых в учреждениях противоэпидемических мероприятий; уровень и структура заболеваемости среди детей, а также проводится анализ двигательной активности, физической подготовленности воспитанников дошкольных учреждений, оцениваются имеющиеся навыки здоровьесбережения у родителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, выявляются факторы риска развития заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов зрения, проводится на основе матричного позиционирования анализ ситуационных факторов, влияющих на здоровье детей (природно-климатических, экологических, социально-экономических, этно-культурных и административных факторов).
Далее в рамках указанного этапа оцениваются:
потенциальная возможность выделения площадей в детских садах для организации и проведения оздоровительных мероприятий (создания и функционирования кабинета охраны зрения, комнаты релаксации, сенсорной комнаты для музыко- и свето- терапии, соляной пещеры, фитоуголков (фитомодулей) для повышения оксигенации воздуха помещений, эстетического воздействия, а также для размещения спортивного оборудования и тренажеров);
возможность организации и проведения мероприятий по оздоровлению существующих условий пребывания в дошкольной образовательной организации (установка сплит-систем (поддержание воздухообмена с заданными температурными параметрами), оборудование светильников лампами, спектр излучения которых близок к солнечному, УФ-облучатели воздуха, разрешенные к использованию в дошкольных образовательных организациях; оснащение средствами измерения температуры и влажности воздуха).
Все полученные сведения не только помогут сформировать концепцию работы и программы по гигиеническому воспитанию дошкольников в регионе (в том числе для родителей дошкольников, педагогов и административного аппарата региона), но и позволят дать оценку необходимости создания в Якутии методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования и провести обучающие семинары для его персонала по формам и методам гигиенического воспитания.
Второй этап реализации проекта предусматривает создание на основе полученных данных модели здоровьесбережения детей дошкольного возраста с учетом природно-климатических, социально-экономических и этно-культурных особенностей Якутии, а также разработку конкретных методических рекомендаций по ее реализации.
Далее в рамках указанного этапа оцениваются:
потенциальная возможность выделения площадей в детских садах для организации и проведения оздоровительных мероприятий (создания и функционирования кабинета охраны зрения, комнаты релаксации, сенсорной комнаты для музыко- и свето- терапии, соляной пещеры, фитоуголков (фитомодулей) для повышения оксигенации воздуха помещений, эстетического воздействия, а также для размещения спортивного оборудования и тренажеров);
возможность организации и проведения мероприятий по оздоровлению существующих условий пребывания в дошкольной образовательной организации (установка сплит-систем (поддержание воздухообмена с заданными температурными параметрами), оборудование светильников лампами, спектр излучения которых близок к солнечному, УФ-облучатели воздуха, разрешенные к использованию в дошкольных образовательных организациях; оснащение средствами измерения температуры и влажности воздуха).
Все полученные сведения не только помогут сформировать концепцию работы и программы по гигиеническому воспитанию дошкольников в регионе (в том числе для родителей дошкольников, педагогов и административного аппарата региона), но и позволят дать оценку необходимости создания в Якутии методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования и провести обучающие семинары для его персонала по формам и методам гигиенического воспитания.
Второй этап реализации проекта предусматривает создание на основе полученных данных модели здоровьесбережения детей дошкольного возраста с учетом природно-климатических, социально-экономических и этно-культурных особенностей Якутии, а также разработку конкретных методических рекомендаций по ее реализации.
Фото проекта