Балабкина Ольга Валерьевна
Автор проекта
Проект поддержан ЖЗО
Дата рождения:
02 июля 1969г.
Место жительства:
Республика Саха (Якутия), Якутск
Организация:
Правительство Республики Саха (Якутия)
Должность:
Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Сферы интересов:
#Демография, #Женское здоровье, #Здоровье детей, #Здоровье старшего поколения, #ЗОЖ, #Профилактическая медицина, #Технологии для здоровья
Социальные сети:

Проекты участницы

ЛАБОРАТОРИЯ ДЕТСТВА

Суть проекта

Проект «Лаборатория детства» создан в целях разработки и внедрения научно обоснованных и эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия).
Ключевой вид деятельности: научные исследования детства и просвещение.
Деятельность Лаборатории детства направлена на изучение и анализ современной ситуации развития детей с раннего возраста. Основными задачи являются:
– создание системы работы для раскрытия и развития одаренности каждого ребенка путем реализации проектов «пять китов» образования.
– разработка эффективных инструментов, механизмов формирования основ гармоничного развития детей в Республике Саха (Якутия) на основе научного исследования состояния здоровья и психологической диагностики детей (когнитивного и эмоционального развития).
– создание условий оказания ранней помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Целевая аудитория

Семьи с детьми дошкольного возраста, посещающими образовательные учреждения Республики Саха (Якутия)

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Получены данные о структуре заболеваемости (длительность, кратность заболеваний, индекс здоровья), уровне физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей дошкольного возраста Республики Саха (Якутия), а также о факторах риска развития у них заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани, глаза и его придаточного аппарата.
Получены научно обоснованные сведения о природно-климатических, экологических, социально-экономических, этнокультурных и административных факторах региона, влияющих на состояние здоровья детей дошкольного возраста Якутии.
Разработана методика оценки условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации во взаимосвязи с оценкой состояния здоровья и физического развития детей.
Разработаны научно обоснованные предложения по организации благоприятных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, сохранению и укреплению их здоровья, содействию формированию здоровьесберегающего поведения с учетом особенностей проживания в регионе.
Разработана комплексная научно обоснованная, структурно-содержательная модель здоровьесбережения детей дошкольного возраста в Республике Саха (Якутия) с учетом природно-климатических, социально-экономических и этнокультурных особенностей данного региона.
Утверждены программы обучающих семинаров для административных, медицинских, педагогических работников системы дошкольного образования Якутии, а также концепция создания методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования в Республике Саха (Якутия).

Реализация проекта

Проект предусматривает реализацию двух последовательных этапов. В ходе первого этапа дается оценка условий пребывания детей в дошкольных учреждениях образования, попавших в выборку исследования. Для этого на основании разработанного инструментария изучаются достаточность помещений, персонала и оборудования; эффективность используемых в учреждениях противоэпидемических мероприятий; уровень и структура заболеваемости среди детей, а также проводится анализ двигательной активности, физической подготовленности воспитанников дошкольных учреждений, оцениваются имеющиеся навыки здоровьесбережения у родителей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, выявляются факторы риска развития заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов зрения, проводится на основе матричного позиционирования анализ ситуационных факторов, влияющих на здоровье детей (природно-климатических, экологических, социально-экономических, этно-культурных и административных факторов).
Далее в рамках указанного этапа оцениваются:
потенциальная возможность выделения площадей в детских садах для организации и проведения оздоровительных мероприятий (создания и функционирования кабинета охраны зрения, комнаты релаксации, сенсорной комнаты для музыко- и свето- терапии, соляной пещеры, фитоуголков (фитомодулей) для повышения оксигенации воздуха помещений, эстетического воздействия, а также для размещения спортивного оборудования и тренажеров);
возможность организации и проведения мероприятий по оздоровлению существующих условий пребывания в дошкольной образовательной организации (установка сплит-систем (поддержание воздухообмена с заданными температурными параметрами), оборудование светильников лампами, спектр излучения которых близок к солнечному, УФ-облучатели воздуха, разрешенные к использованию в дошкольных образовательных организациях; оснащение средствами измерения температуры и влажности воздуха).
Все полученные сведения не только помогут сформировать концепцию работы и программы по гигиеническому воспитанию дошкольников в регионе (в том числе для родителей дошкольников, педагогов и административного аппарата региона), но и позволят дать оценку необходимости создания в Якутии методического центра по координации профилактической работы в организациях дошкольного образования и провести обучающие семинары для его персонала по формам и методам гигиенического воспитания.
Второй этап реализации проекта предусматривает создание на основе полученных данных модели здоровьесбережения детей дошкольного возраста с учетом природно-климатических, социально-экономических и этно-культурных особенностей Якутии, а также разработку конкретных методических рекомендаций по ее реализации.