Жученко Ольга Григорьевна
Автор проекта
Проекты участницы
В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Суть проекта
Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» создан в 2011-2012 учебном году в рамках научно разработанной Концепции «Народная культура». В центре созданы условия и реализуются здоровьесберегающие технологии, которые направлены на сохранение здоровья воспитанников и педагогов, а также на формирование здорового отношения к себе, другим людям и окружающей природе.
Образовательный проект «В здоровом теле - здоровый дух» стал создаваться постепенно и в 2020 году был утвержден на методическом объединении МАУ «Народные ремесла». Данный проект является составной частью образовательного раздела народной культуры -«Человек и здоровье» в контексте с другими направлениями.
Проект «В здоровом теле – здоровый дух» осуществляется в следующих основных направлениях своей образовательной деятельности:
1. Организация учебно-образовательного пространства в учреждении.
2. Организация «Здорового образа жизни» с учащимися.
3. Организация «Здорового образа жизни» с работниками учреждения.
Успешная реализация проекта «В здоровом теле – здоровый дух» подтверждается ежегодным участием в городских конкурсах «Премия здоровья». В 2015 году МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» стал победителем конкурса «Премия здоровья», а 2016 году стал серебряным призером Всероссийского конкурса «Школа здоровья». В 2017 году участвовали с просветительско-образовательной программой в «Ярмарке здоровья»
Особое внимание уделяется реализации специальных подходов в организации и содержании учебно-воспитательного процесса с детьми-инвалидам и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С 2012 года в детском образовательном центре «Народные ремесла» ведется работа в рамках инклюзивного образования с детьми следующих категорий:
1. Дети с ослабленным слухом.
2. Дети с замедленным психическим развитием.
3. Дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
4. Дети – инвалиды на колясках, которым требуются особые условия.
В настоящее время в нашем учреждении обучается 117детей, что составляет 8% к общему контингенту воспитанников. У нас подписаны договора с городскими специальными (коррекционными) образовательными учреждениями на получение воспитанниками услуг дополнительного образования.
Мы накопили значительный опыт в направлении работы с «особыми» детьми, который вошел в разработанную образовательную модель «Инклюзивное образование в учреждения дополнительного образования детей «Народные ремесла».
С 2013 года на нашей базе мы провели городские обучающие семинары с привлечением научных, а также известных в городе специалистов в области инклюзивного образования. А в 2014 и в 2019 годах мы были инициаторами и организаторами краевых научно-практических семинаров «Инклюзивное образование: современное состояние и перспективы развития», где была апробирована наша деятельность, психолого-педагогические подходы и методика работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности.
Необходимо отметить, что наше учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Народные ремесла» в рамках социального взаимодействия поддерживает постоянные контакты с Управлением здравоохранения Администрации г. Хабаровска. Подписаны договоры о сотрудничестве с городской больницей № 15 и с некоммерческим учреждением здравоохранения «Медицинский центр".
Таким образом, в МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» используются психолого-педагогические технологии, различные учебные и воспитательные программы, разнообразные формы и методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также формируют мотивацию на ведение здорового образа жизни.
1. Актуальность проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Здоровье человека – это национальное достояние. «Роспотребнадзор России» свидетельствует, что число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, более половины школьников имеют хронические болезни. «Частота функциональных нарушение увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней – в два раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни». Ежегодно растет число учащихся, которым требуются особые образовательные условия, в том числе социализации и интеграции в обществе. По статистике 8% детей с ограниченными возможностями нуждаются в инклюзивном образовании.
Таким образом, поддержка здоровья, формирование у детей и их родителей здорового образа, сохранение безопасности у всех участников образовательного процесса, а также профилактики рисков и угроз являются важными показателями современного образовательного учреждения, и, соответственно, социального благополучия людей и нормального экономического развития нашего общества.
Дети не осознают ценность здоровья, не понимают опасности окружающей среды для своего здоровья и здоровья других людей, поэтому, наряду с семейным воспитанием, значительная роль отводится различным образовательным учреждениям, создающим благоприятную среду для формирования у детей здорового образа жизни.
Важное место в воспитании детей уделяется учреждениям дополнительного образования, которые призваны формировать ценностные ориентации воспитанников и помогать решать воспитательные цели. Дополнительное образование детей не дублирует школьные предметы в области здоровья, а организует образовательный процесс на качественно другом уровне освоения знаний и навыков через практический опыт ребенка, через детское творчество.
Положительный опыт воспитания личности рассматривается в народной педагогике, которая направлена на создание условий для развития духовной, ценностной, познавательной, эмоциональной, деятельностной сферы подрастающего поколения.
Народная педагогика (из российской педагогической энциклопедии) – это совокупность знаний и навыков воспитания. Передающаяся в этнокультурных традициях народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Известный российский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа…, его думы и чаяния; нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
Опираясь на народную педагогику, мы считаем, что основным и определяющим компонентом является процесс взаимодействия поколений, передача традиций воспитания детей, подростков и юношества, подготовка к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Поэтому условия дополнительного образования в большей степени можно приблизить образовательный процесс к основному дидактическому принципу в народной педагогике – воспитание в большой семье.
В нашем образовательном учреждении «Центр детского творчества «Народные ремесла», реализующем образовательную концепцию «Духовно-нравственное развитие детей средствами народной культуры», заложен широкий спектр воспитательных возможностей.
В формировании здорового образа жизни средствами народной культуры выделяются два основных направления: здоровье физиологическое и здоровье психологическое. Данные направления сохраняются в семейно-бытовых и календарных обрядах, трудовой деятельности, пище, играх, сказках, песнях, ремеслах и других видах народной культуры, которые направлены на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие.
Таким образом, особую роль в жизни ребенка в формировании его личностных, физических качеств несет культура своего народа, как будущего гражданина своего Отечества.
Мы считаем, что в учреждениях дополнительного образования детей создаются более широкие условия реализации здоровье-сберегающих технологий, осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, с активным участием учащихся, педагогов и родителей. Освоение народной культуры происходит на основе человеческих отношений, формирует опыт здоровье-сбережения, становление самосознания и активной жизненной позиции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
2. Цель проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель данного проекта заключается в разработке и внедрении условий в учреждения дополнительного образования разнообразных программных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни средствами народной культуры и народной педагоги.
Задачи проекта:
1. Разработать модель и структуру образовательного проекта «В здоровом теле – здоровый дух» для учреждения дополнительного образования в рамках существующей образовательной концепции «Народная культура» и инновационной (экспериментальной площадки) «Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры».
2. Создать в учреждении дополнительного образования образовательной системы взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей, направленной на здоровьесбережения и здоровьеобогащения в процессе обучения и воспитания.
3. Организовать рационально учебную и внеучебную деятельность воспитанников.
4. Внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии по направлениям:
• физкультурно-оздоровительные;
• социально-психологическое благополучие воспитанников и педагогов;
• валеологическое просвещение родителей.
5. Разработать и реализовать модульные образовательные программы в рамках концепции «Народная культура».
6. Рекомендовать и издать методические материалы, рекомендации и другие научные публикации.
7. Организовать и участвовать в научно-методическом семинаре «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы, пути решения».
8. Организовать и провести научно-практическую конференцию «Эффективные здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности».
3. Содержание проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Образовательный проект «В здоровом теле – здоровый дух» реализуется на базе МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» на период 2020-2025 годы. Реализация образовательного проекта формирования здоровья детей обеспечивается:
• Созданием оптимальных условий образовательной деятельности:
- образовательной базы, как эргономичной и эстетической среды, с учетом требований СанПиНа;
- безбарьерной среды и обеспечения материально-техническими условиями для обучения детей инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья;
- психолого-педагогической атмосферы эмоционального комфорта;
Таким образом, образовательный проект «В здоровом теле – здоровый дух» направлен в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей, причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаковое большое внимание.
3.1. Предмет и объект изучения в проекте «В здоровом теле – здоровый дух»
Исходя из цели, задач и концептуальных идей проекта были определены предмет и объект исследования:
Предмет исследования – это изучение и внедрение в условиях дополнительного образования детей комплексного применения народной культуры как педагогического средства в разработке здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Объект исследования – воспитанники и педагогический коллектив МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла».
3.2. Теоретическая новизна и практическая значимость проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Теоретическая новизна данного проекта заключается в разработке и внедрении условий в учреждения дополнительного образования разнообразных программных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни средствами народной культуры и народной педагоги.
Практическая значимость проекта не требует особых доказательств. Народная культура и народная педагогика, выработанная веками, обладает большими возможностями воспитания здорового поколения как духовно, так и физически.
В современном образовательном процессе здоровьесберегающие технологии – это психолого-педагогические методы работы, технологии, система воспитательного взаимодействия, направленная на сохранение и укрепление здоровье участников педагогического процесса.
3.3. Методы реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Реализация проекта предполагает использование следующих методов: теоретическое изучение вопросов в научной литературе, анкетирование, тестирование, методы педагогического эксперимента, апробации, контроля, анализа.
3.4. Основные этапы реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Реализация данного проекта включает несколько основных этапов, которые предполагают: подготовку, экспериментирование, апробацию результатов и внедрение в учреждение дополнительного образования детей здоровьсберегающих и здоровьеразвивающих технологий на основе образовательной концепции «Народная культура»:
1. Подготовительный этап – 2020-2021 уч. г.
2. Экспериментальныйэтап – 2022-2023 уч. гг.
3. Заключительный (внедренческий) этап – 2024-2025 уч. гг.
Содержание, этапы и основные направления реализации проекта
«В здоровом теле – здоровый дух» (2020-2025 уч. гг. )
№ п/п Содержание, этапы и
Основные направления реализации проекта Сроки Ответственные
1. Подготовительный этап
1.1. Разработка концепции, цели, задач, основных направлений, этапов проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация,
методисты, педагогический коллектив.
1.2. Утверждение проекта, планов учебно-воспитательной работы, отдельных образовательных программ. Январь. Администрация, методический Совет
1.3. Заключение договоров сотрудничества с медицинскими, физкультурно-оздоровительными и образовательными учреждениями и другими организациями. с последующим продлением сроков Администрация
1.4. Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов, организация здоровье -сберегающей среды. В течение проекта Администрация, сотрудники, педагоги.
1.5. Разработка программ обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В течение проекта Психолог, методисты, педагоги
1.6. Внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе. В течение проекта Методисты, педагоги, родители, приглашенные специалисты
1.7. Организация валеологического просвещения (науки о здоровом образе жизни) для родителей и сотрудников учреждения дополнительного образования детей. В течение проекта Методисты, педагоги, приглашенные специалисты.
1.8. Разработка модели, программ, методик инклюзивного образования. Методисты, психолог, педагоги.
1.9. Организация и проведение городского семинара «Инклюзивное образование: современное состояние и перспективы развития». Апрель
Администрация, методический Совет, педагоги.
1.10. Разработка внеучебных и досуговых мероприятий «Человек и здоровье» в рамках программы «Народная культура» (экскурсии, поездки, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, олимпиады и др.). В течение проекта Педагоги, методисты по воспитательной работе.
1.11. Участие в городских мероприятиях, посвященных сохранению здоровья. В течение проекта Педагогический коллектив, воспитанники и родители.
1.12. Информационно- пропагандистская работа (стенды, конкурсы, агитбригады и др.) по сохранению здоровья на основе народной культуры (в центре детского творчества, микрорайоне и в городе).
В течение проекта Педагогический коллектив, воспитанники.
1.13. Организация и проведение семинара: «Эффективные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе и во внеурочной деятельности» Май
Администрация, методисты, педагоги.
1.14. Отчет о реализации подготовительного этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Июнь
Администрация, методический Совет, педагоги.
1.15 Утверждение экспериментальной части образовательного проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Сентябрь 2016 г. Администрация, методический Совет, педагоги.
2. Экспериментальный этап
2.1. Утверждение плана учебно-воспитательной работы в рамках экспериментального этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация, методический Совет, педагоги.
2.2. Начало организации психолого-педагогического эксперимента. Октябрь Администрация, методисты, педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения.
2.3. Проведение мониторинга здоровья воспитанников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. Сентябрь, июнь
Методисты, психолог, педагоги, специалист в области коррекционной педагогики, приглашенный медицинский сотрудник.
2.4. Проведение анкетирования, тестирования в рамках психолого-педагогического эксперимента (входящие, промежуточные срезы).
Методисты, педагоги.
2.5. Промежуточный анализ результатов психолого-педагогического эксперимента. Методисты, педагоги, методический Совет.
2.6. Проведение физкультурно-оздоровительных и медико-профилактических технологий в учебно-воспитательном процессе.
В течение проекта Методисты, психолог, педагоги, специалист в области коррекционной педагогики, приглашенный медицинский сотрудник.
2.7. Организация внеучебных и досуговых мероприятий «Человек и здоровье» в рамках программы «Народная культура». В течение проекта Методисты, педагоги, родители и другие заинтересованные люди.
2.8. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов инклюзивного образования. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.9. Проведение городской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, технологии». Октябрь
Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.10. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов здоровьясбережения в учебный процесс. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.11. Проведение городской научно-практической конференции: «Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные походы, перспективы». Май
Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.12. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов одаренных и талантливых детей. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.13 Организация и проведение городской научено-практической конференции: «Одаренные дети: проблемы организации образовательного процесса». Февраль Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.14. Отчет о реализации экспериментального этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух».
Июнь
Администрация, методический Совет, педагоги.
3. Заключительный (внедренческий) этап
3.1. Утверждение плана учебно-воспитательной работы в рамках завершающего этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация, методический Совет, педагоги.
3.2. Общее собрание. Анализ психолого-педагогического эксперимента и рекомендации по внедрению. Октябрь Администрация, методисты, педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения.
3.3.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
Постоянно
Педагогический коллектив.
3.4. Организация внеклассных и досуговых мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий.
3.4.1. Организация ежегодного городского детского конкурса рисунков «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда». Ноябрь
Методисты, педагоги
3.4.2. Организация и проведение конкурса народных пословиц и поговорок на городском жилмассиве «В здоровом теле – здоровый дух». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.3. Организация и проведение народных игр «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.4. Организация и проведение народных видов спорта «Кто любит спорт, тот здоров и бодр» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.5. Организация и проведение конкурса народных умельцев «Крепок телом – богат делом» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.6. Организация и проведение смотра-конкурса народных костюмов «Где здоровье, там и красота» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.7. Организация и проведение тропинки здоровья «Пешком ходить – долго жить».
По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.8. Организация и проведение помощи людям старшего поколения «Добрым быть – долго жить». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.9. Организация и проведение занятий по уходу за малышами «Добрым быть – долго жить». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.10. Смотр конкурс рецептов народной кухни «Хлеб и вода – здоровая еда» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.5. Организация просветительской работы в рамках здоровьесберегающих технологий
3.5.1. Организация и проведение лекториев по валеологии для родителей и сотрудников образовательного учреждения. По отдельному плану Приглашенные специалисты, родители, педагоги, молодежь.
3.5.2. Выступление агитбригады «За здоровый образ жизни». По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.5.3. Участие в городском мероприятии «Ярмарка здоровья» По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.5.4. Ведение информационных стендов «За сохранение здоровья» По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.6. Издание методических разработок, программ по здоровьесберегающим технологиям для разных групп учащихся и педагогов дополнительного образования. По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.7. Организация и проведение городской научно-практической конференции по итогам реализации проекта: «Культура формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса». Май
Администрация, методисты, педагоги все заинтересованные участники.
Заключение
Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования является важной и составной частью образования и культуры подрастающего поколения. Основная задача общества заключается в формировании у ребенка умения жить в обществе. Используя традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе способны в значительной мере улучшить физическое, психическое, умственное и социальное благополучие будущего работоспособного населения нашей страны.
Благотворное влияние на организм ребенка оказывают занятия музыкой, пением, изобразительным искусством. Занятия творчеством приносят детям радость, нормализуется пульс, артериальное давление, улучшается общее психо-эмоциональное состояние человека. Особое положительная динамика наблюдается в обращении именно к традиционной народной культуре. Музыкальный фольклор, устное народное творчество, народные танцы, театрализованные песни, подвижные игры, занятия художественным творчеством, создание изделий своим трудом – все это является веками проверенными средствами этнопедагогики, которые весьма эффективны и в настоящее время.
Таким образом, мы считаем, что народная культура в учебно-воспитательном процессе положительно влияет на здоровье ребенка и личностный рост. В подтверждение приведем слова В.А. Сухомлинского: «Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения».
Образовательный проект «В здоровом теле - здоровый дух» стал создаваться постепенно и в 2020 году был утвержден на методическом объединении МАУ «Народные ремесла». Данный проект является составной частью образовательного раздела народной культуры -«Человек и здоровье» в контексте с другими направлениями.
Проект «В здоровом теле – здоровый дух» осуществляется в следующих основных направлениях своей образовательной деятельности:
1. Организация учебно-образовательного пространства в учреждении.
2. Организация «Здорового образа жизни» с учащимися.
3. Организация «Здорового образа жизни» с работниками учреждения.
Успешная реализация проекта «В здоровом теле – здоровый дух» подтверждается ежегодным участием в городских конкурсах «Премия здоровья». В 2015 году МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» стал победителем конкурса «Премия здоровья», а 2016 году стал серебряным призером Всероссийского конкурса «Школа здоровья». В 2017 году участвовали с просветительско-образовательной программой в «Ярмарке здоровья»
Особое внимание уделяется реализации специальных подходов в организации и содержании учебно-воспитательного процесса с детьми-инвалидам и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С 2012 года в детском образовательном центре «Народные ремесла» ведется работа в рамках инклюзивного образования с детьми следующих категорий:
1. Дети с ослабленным слухом.
2. Дети с замедленным психическим развитием.
3. Дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
4. Дети – инвалиды на колясках, которым требуются особые условия.
В настоящее время в нашем учреждении обучается 117детей, что составляет 8% к общему контингенту воспитанников. У нас подписаны договора с городскими специальными (коррекционными) образовательными учреждениями на получение воспитанниками услуг дополнительного образования.
Мы накопили значительный опыт в направлении работы с «особыми» детьми, который вошел в разработанную образовательную модель «Инклюзивное образование в учреждения дополнительного образования детей «Народные ремесла».
С 2013 года на нашей базе мы провели городские обучающие семинары с привлечением научных, а также известных в городе специалистов в области инклюзивного образования. А в 2014 и в 2019 годах мы были инициаторами и организаторами краевых научно-практических семинаров «Инклюзивное образование: современное состояние и перспективы развития», где была апробирована наша деятельность, психолого-педагогические подходы и методика работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности.
Необходимо отметить, что наше учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Народные ремесла» в рамках социального взаимодействия поддерживает постоянные контакты с Управлением здравоохранения Администрации г. Хабаровска. Подписаны договоры о сотрудничестве с городской больницей № 15 и с некоммерческим учреждением здравоохранения «Медицинский центр".
Таким образом, в МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» используются психолого-педагогические технологии, различные учебные и воспитательные программы, разнообразные формы и методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также формируют мотивацию на ведение здорового образа жизни.
1. Актуальность проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Здоровье человека – это национальное достояние. «Роспотребнадзор России» свидетельствует, что число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, более половины школьников имеют хронические болезни. «Частота функциональных нарушение увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней – в два раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни». Ежегодно растет число учащихся, которым требуются особые образовательные условия, в том числе социализации и интеграции в обществе. По статистике 8% детей с ограниченными возможностями нуждаются в инклюзивном образовании.
Таким образом, поддержка здоровья, формирование у детей и их родителей здорового образа, сохранение безопасности у всех участников образовательного процесса, а также профилактики рисков и угроз являются важными показателями современного образовательного учреждения, и, соответственно, социального благополучия людей и нормального экономического развития нашего общества.
Дети не осознают ценность здоровья, не понимают опасности окружающей среды для своего здоровья и здоровья других людей, поэтому, наряду с семейным воспитанием, значительная роль отводится различным образовательным учреждениям, создающим благоприятную среду для формирования у детей здорового образа жизни.
Важное место в воспитании детей уделяется учреждениям дополнительного образования, которые призваны формировать ценностные ориентации воспитанников и помогать решать воспитательные цели. Дополнительное образование детей не дублирует школьные предметы в области здоровья, а организует образовательный процесс на качественно другом уровне освоения знаний и навыков через практический опыт ребенка, через детское творчество.
Положительный опыт воспитания личности рассматривается в народной педагогике, которая направлена на создание условий для развития духовной, ценностной, познавательной, эмоциональной, деятельностной сферы подрастающего поколения.
Народная педагогика (из российской педагогической энциклопедии) – это совокупность знаний и навыков воспитания. Передающаяся в этнокультурных традициях народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Известный российский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа…, его думы и чаяния; нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».
Опираясь на народную педагогику, мы считаем, что основным и определяющим компонентом является процесс взаимодействия поколений, передача традиций воспитания детей, подростков и юношества, подготовка к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Поэтому условия дополнительного образования в большей степени можно приблизить образовательный процесс к основному дидактическому принципу в народной педагогике – воспитание в большой семье.
В нашем образовательном учреждении «Центр детского творчества «Народные ремесла», реализующем образовательную концепцию «Духовно-нравственное развитие детей средствами народной культуры», заложен широкий спектр воспитательных возможностей.
В формировании здорового образа жизни средствами народной культуры выделяются два основных направления: здоровье физиологическое и здоровье психологическое. Данные направления сохраняются в семейно-бытовых и календарных обрядах, трудовой деятельности, пище, играх, сказках, песнях, ремеслах и других видах народной культуры, которые направлены на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие.
Таким образом, особую роль в жизни ребенка в формировании его личностных, физических качеств несет культура своего народа, как будущего гражданина своего Отечества.
Мы считаем, что в учреждениях дополнительного образования детей создаются более широкие условия реализации здоровье-сберегающих технологий, осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, с активным участием учащихся, педагогов и родителей. Освоение народной культуры происходит на основе человеческих отношений, формирует опыт здоровье-сбережения, становление самосознания и активной жизненной позиции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
2. Цель проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель данного проекта заключается в разработке и внедрении условий в учреждения дополнительного образования разнообразных программных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни средствами народной культуры и народной педагоги.
Задачи проекта:
1. Разработать модель и структуру образовательного проекта «В здоровом теле – здоровый дух» для учреждения дополнительного образования в рамках существующей образовательной концепции «Народная культура» и инновационной (экспериментальной площадки) «Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры».
2. Создать в учреждении дополнительного образования образовательной системы взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей, направленной на здоровьесбережения и здоровьеобогащения в процессе обучения и воспитания.
3. Организовать рационально учебную и внеучебную деятельность воспитанников.
4. Внедрить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии по направлениям:
• физкультурно-оздоровительные;
• социально-психологическое благополучие воспитанников и педагогов;
• валеологическое просвещение родителей.
5. Разработать и реализовать модульные образовательные программы в рамках концепции «Народная культура».
6. Рекомендовать и издать методические материалы, рекомендации и другие научные публикации.
7. Организовать и участвовать в научно-методическом семинаре «Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы, пути решения».
8. Организовать и провести научно-практическую конференцию «Эффективные здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности».
3. Содержание проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Образовательный проект «В здоровом теле – здоровый дух» реализуется на базе МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла» на период 2020-2025 годы. Реализация образовательного проекта формирования здоровья детей обеспечивается:
• Созданием оптимальных условий образовательной деятельности:
- образовательной базы, как эргономичной и эстетической среды, с учетом требований СанПиНа;
- безбарьерной среды и обеспечения материально-техническими условиями для обучения детей инвалидов и детей с особыми возможностями здоровья;
- психолого-педагогической атмосферы эмоционального комфорта;
- Направленностью учебно-воспитательного процесса на физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- Внедрением в образовательный процесс здоровье-сберегающих технологий.
- Организацией просветительской деятельности, направленной на валеологическое образование.
- Проведением комплекса оздоровительных мероприятий в учебно-воспитательной и досуговой деятельности в зависимости от времени года;
- Формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Таким образом, образовательный проект «В здоровом теле – здоровый дух» направлен в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей, причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаковое большое внимание.
3.1. Предмет и объект изучения в проекте «В здоровом теле – здоровый дух»
Исходя из цели, задач и концептуальных идей проекта были определены предмет и объект исследования:
Предмет исследования – это изучение и внедрение в условиях дополнительного образования детей комплексного применения народной культуры как педагогического средства в разработке здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Объект исследования – воспитанники и педагогический коллектив МАУ ДО г. Хабаровска «Центр детского творчества «Народные ремесла».
3.2. Теоретическая новизна и практическая значимость проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Теоретическая новизна данного проекта заключается в разработке и внедрении условий в учреждения дополнительного образования разнообразных программных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни средствами народной культуры и народной педагоги.
Практическая значимость проекта не требует особых доказательств. Народная культура и народная педагогика, выработанная веками, обладает большими возможностями воспитания здорового поколения как духовно, так и физически.
В современном образовательном процессе здоровьесберегающие технологии – это психолого-педагогические методы работы, технологии, система воспитательного взаимодействия, направленная на сохранение и укрепление здоровье участников педагогического процесса.
3.3. Методы реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Реализация проекта предполагает использование следующих методов: теоретическое изучение вопросов в научной литературе, анкетирование, тестирование, методы педагогического эксперимента, апробации, контроля, анализа.
3.4. Основные этапы реализации проекта «В здоровом теле – здоровый дух»
Реализация данного проекта включает несколько основных этапов, которые предполагают: подготовку, экспериментирование, апробацию результатов и внедрение в учреждение дополнительного образования детей здоровьсберегающих и здоровьеразвивающих технологий на основе образовательной концепции «Народная культура»:
1. Подготовительный этап – 2020-2021 уч. г.
2. Экспериментальныйэтап – 2022-2023 уч. гг.
3. Заключительный (внедренческий) этап – 2024-2025 уч. гг.
Содержание, этапы и основные направления реализации проекта
«В здоровом теле – здоровый дух» (2020-2025 уч. гг. )
№ п/п Содержание, этапы и
Основные направления реализации проекта Сроки Ответственные
1. Подготовительный этап
1.1. Разработка концепции, цели, задач, основных направлений, этапов проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация,
методисты, педагогический коллектив.
1.2. Утверждение проекта, планов учебно-воспитательной работы, отдельных образовательных программ. Январь. Администрация, методический Совет
1.3. Заключение договоров сотрудничества с медицинскими, физкультурно-оздоровительными и образовательными учреждениями и другими организациями. с последующим продлением сроков Администрация
1.4. Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов, организация здоровье -сберегающей среды. В течение проекта Администрация, сотрудники, педагоги.
1.5. Разработка программ обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В течение проекта Психолог, методисты, педагоги
1.6. Внедрение физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе. В течение проекта Методисты, педагоги, родители, приглашенные специалисты
1.7. Организация валеологического просвещения (науки о здоровом образе жизни) для родителей и сотрудников учреждения дополнительного образования детей. В течение проекта Методисты, педагоги, приглашенные специалисты.
1.8. Разработка модели, программ, методик инклюзивного образования. Методисты, психолог, педагоги.
1.9. Организация и проведение городского семинара «Инклюзивное образование: современное состояние и перспективы развития». Апрель
Администрация, методический Совет, педагоги.
1.10. Разработка внеучебных и досуговых мероприятий «Человек и здоровье» в рамках программы «Народная культура» (экскурсии, поездки, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы, олимпиады и др.). В течение проекта Педагоги, методисты по воспитательной работе.
1.11. Участие в городских мероприятиях, посвященных сохранению здоровья. В течение проекта Педагогический коллектив, воспитанники и родители.
1.12. Информационно- пропагандистская работа (стенды, конкурсы, агитбригады и др.) по сохранению здоровья на основе народной культуры (в центре детского творчества, микрорайоне и в городе).
В течение проекта Педагогический коллектив, воспитанники.
1.13. Организация и проведение семинара: «Эффективные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе и во внеурочной деятельности» Май
Администрация, методисты, педагоги.
1.14. Отчет о реализации подготовительного этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Июнь
Администрация, методический Совет, педагоги.
1.15 Утверждение экспериментальной части образовательного проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Сентябрь 2016 г. Администрация, методический Совет, педагоги.
2. Экспериментальный этап
2.1. Утверждение плана учебно-воспитательной работы в рамках экспериментального этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация, методический Совет, педагоги.
2.2. Начало организации психолого-педагогического эксперимента. Октябрь Администрация, методисты, педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения.
2.3. Проведение мониторинга здоровья воспитанников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья. Сентябрь, июнь
Методисты, психолог, педагоги, специалист в области коррекционной педагогики, приглашенный медицинский сотрудник.
2.4. Проведение анкетирования, тестирования в рамках психолого-педагогического эксперимента (входящие, промежуточные срезы).
Методисты, педагоги.
2.5. Промежуточный анализ результатов психолого-педагогического эксперимента. Методисты, педагоги, методический Совет.
2.6. Проведение физкультурно-оздоровительных и медико-профилактических технологий в учебно-воспитательном процессе.
В течение проекта Методисты, психолог, педагоги, специалист в области коррекционной педагогики, приглашенный медицинский сотрудник.
2.7. Организация внеучебных и досуговых мероприятий «Человек и здоровье» в рамках программы «Народная культура». В течение проекта Методисты, педагоги, родители и другие заинтересованные люди.
2.8. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов инклюзивного образования. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.9. Проведение городской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, технологии». Октябрь
Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.10. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов здоровьясбережения в учебный процесс. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.11. Проведение городской научно-практической конференции: «Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные походы, перспективы». Май
Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.12. Внедрение программ, методик, индивидуальных маршрутов одаренных и талантливых детей. В течение проекта Методисты, педагоги.
2.13 Организация и проведение городской научено-практической конференции: «Одаренные дети: проблемы организации образовательного процесса». Февраль Администрация, методисты, педагоги, научные и приглашенные специалисты.
2.14. Отчет о реализации экспериментального этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух».
Июнь
Администрация, методический Совет, педагоги.
3. Заключительный (внедренческий) этап
3.1. Утверждение плана учебно-воспитательной работы в рамках завершающего этапа проекта «В здоровом теле – здоровый дух». Администрация, методический Совет, педагоги.
3.2. Общее собрание. Анализ психолого-педагогического эксперимента и рекомендации по внедрению. Октябрь Администрация, методисты, педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения.
3.3.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий
Постоянно
Педагогический коллектив.
3.4. Организация внеклассных и досуговых мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий.
3.4.1. Организация ежегодного городского детского конкурса рисунков «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда». Ноябрь
Методисты, педагоги
3.4.2. Организация и проведение конкурса народных пословиц и поговорок на городском жилмассиве «В здоровом теле – здоровый дух». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.3. Организация и проведение народных игр «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.4. Организация и проведение народных видов спорта «Кто любит спорт, тот здоров и бодр» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.5. Организация и проведение конкурса народных умельцев «Крепок телом – богат делом» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.6. Организация и проведение смотра-конкурса народных костюмов «Где здоровье, там и красота» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.7. Организация и проведение тропинки здоровья «Пешком ходить – долго жить».
По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.8. Организация и проведение помощи людям старшего поколения «Добрым быть – долго жить». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.9. Организация и проведение занятий по уходу за малышами «Добрым быть – долго жить». По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.4.10. Смотр конкурс рецептов народной кухни «Хлеб и вода – здоровая еда» По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.5. Организация просветительской работы в рамках здоровьесберегающих технологий
3.5.1. Организация и проведение лекториев по валеологии для родителей и сотрудников образовательного учреждения. По отдельному плану Приглашенные специалисты, родители, педагоги, молодежь.
3.5.2. Выступление агитбригады «За здоровый образ жизни». По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.5.3. Участие в городском мероприятии «Ярмарка здоровья» По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.5.4. Ведение информационных стендов «За сохранение здоровья» По отдельному плану Воспитанники, методисты, педагоги.
3.6. Издание методических разработок, программ по здоровьесберегающим технологиям для разных групп учащихся и педагогов дополнительного образования. По отдельному плану Методисты, педагоги, родители и все заинтересованные люди.
3.7. Организация и проведение городской научно-практической конференции по итогам реализации проекта: «Культура формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса». Май
Администрация, методисты, педагоги все заинтересованные участники.
Заключение
Применение здоровьесберегающих технологий в учреждениях дополнительного образования является важной и составной частью образования и культуры подрастающего поколения. Основная задача общества заключается в формировании у ребенка умения жить в обществе. Используя традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе способны в значительной мере улучшить физическое, психическое, умственное и социальное благополучие будущего работоспособного населения нашей страны.
Благотворное влияние на организм ребенка оказывают занятия музыкой, пением, изобразительным искусством. Занятия творчеством приносят детям радость, нормализуется пульс, артериальное давление, улучшается общее психо-эмоциональное состояние человека. Особое положительная динамика наблюдается в обращении именно к традиционной народной культуре. Музыкальный фольклор, устное народное творчество, народные танцы, театрализованные песни, подвижные игры, занятия художественным творчеством, создание изделий своим трудом – все это является веками проверенными средствами этнопедагогики, которые весьма эффективны и в настоящее время.
Таким образом, мы считаем, что народная культура в учебно-воспитательном процессе положительно влияет на здоровье ребенка и личностный рост. В подтверждение приведем слова В.А. Сухомлинского: «Наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, как думают большинство учителей, а в сфере свободного общения, досуга, труда, любимых занятий, игры, пения».
Целевая аудитория
Обучающиеся МАУ ДО "Народные ремесла", родители (законные представители), педагогический персонал
«Зрелость» проекта
Многократно реализован
Результаты проекта
- Разработана Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию здоровьеориентированного стиля жизни участников образовательного процесса, разработаны программы и технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- разработан пакет диагностических материалов комплексной оценки состояния здоровья детей и паспорт здоровья возрастных групп;
- составлена карта социально-культурных партнеров по направлению проекта и разработан План взаимодействия с социально-культурными организациями, сформирована электронная база здоровьесьберегающих и здоровьеформирующих технологий, картотека;
- внедрены инновационные коррекционно-развивающие, здоровьесьберегающие и здоровьеформирующие технологии с учетом дифференцированного подхода к контингенту воспитанников;
- реализованы совместные детско-родительские мероприятия, проекты; – разработаны сценарии, буклеты, памятки для родителей, информационно-рекламная продукция, разработана внутрикорпоративная программа повышения квалификации педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию здоровьеориентированного стиля жизни участников образовательного процесса.
Реализация проекта
Диплом победителя ежегодного городского конкурса "Премия здоровья - 2015" - 1 место, сертификат номиналом 85,000 рублей; Диплом победителя ежегодного городского конкурса "Премия здоровья - 2019" - 3 место, сертификат номиналом 50,000 рублей