Долгих Виктория Витальевна
Автор проекта
Дата рождения:
27 октября 1984г.
Место жительства:
Санкт-Петербург и Ленинградская область, Санкт-Петербург
Организация:
ООО «Здоровый Хлеб»
Должность:
Основатель и генеральный директор, к.б.н., председатель экспертного совета по развитию рынка функционального питания Роскачества
Сферы интересов:
#Демография, #Женское здоровье, #Здоровье детей, #Здоровье старшего поколения, #ЗОЖ, #Просветительская деятельность, #Профилактическая медицина, #Технологии для здоровья
Проекты участницы
Развитие рынка функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания
Суть проекта
Увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения посредством повышения потребления в ежедневном рационе функциональных продуктов здорового питания.
Посредством реализации программы по развитию рынка функциональных продуктов для здорового питания в Российской Федерации.
Цель программы: устранение пробельности права в части регламентирования функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, с экспертной и (или) научно доказанной эффективностью действия.
Описание проблемной ситуации:
Дефицит макро- и микроэлементов в рационе населения, перекосы в питании в пользу быстрых углеводов и пустых калорий. Дефицит потребления пищевых волокон, являющихся основой роста и баланса полезной кишечной микробиоты.
Рост числа неинфекционных заболеваний (НИЗ), а также ожирения, как основного фактора предшественника, способствующего развитию НИЗ.
В России 69,6% всех смертей приходится на НИЗ. Из них 48,7% – болезни системы кровообращения, 15,5% – онкологические заболевания, 4% – болезни органов дыхания, 1,4% – диабет. В целом же от неинфекционных заболеваний в России ежегодно умирает до 1,3 млн человек.
Отсутствие рецептурных рационообразующих продуктов, обладающих высоконутриетивными свойствами и лишенными недостатков, таких как, присутствие в составе рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, сахара, химических улучшителей и консервантов. При этом обладающих сбалансированными свойствами и содержащими высокое количество пищевых волокон, витаминов и минералов в натуральном виде, увеличенное содержание растительного белка, пониженное содержание углеводов.
Отсутствие контроля и единого подхода к качеству и процессу производства функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, с заданными свойствами и доказанной эффективностью.
Отсутствие комплекса мер по развитию рынка функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания:
1. Отсутствие в категории функциональных пищевых продуктов понятия «продукт соответствующий принципам здорового питания» и внедрения функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в рацион людей, при наличии законодательного определения их полезности и значимости употребления. В настоящее время термин функциональный продукт определен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 г. № 239-ст (ГОСТ Р 52349-2005), в соответствии с которым функциональный пищевой продукт – пищевой продукт, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющий и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов.
Однако, в соответствии с приведенным выше определением, в категорию функциональных продуктов питания, могут попадать продукты, обладающие функциональными ингредиентами (способностью оказать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций) или обогащенные продукты, при этом базовые характеристики рецептурного продукта могут содержать рафинированные и обработанные продукты, сахара, трансизомеры жирных кислот, консерванты, иметь избыток простых углеводов, что в свою неизбежно приведет к критическому снижению эффективности данного питания.
2. Отсутствие единого оператора (ответственного центра), осуществляющего исключительно реализацию внедрения в питание граждан функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания с целью увеличения вовлеченности и развития компетенций.
Необходимо отметить имеющуюся пробельность права в части отсутствия правовых актов, закрепляющих понятийный аппарат, механизм взаимодействия, права и обязанности участников правоотношений, а именно производителей, контролирующих органов, участников FMCG-рынка и т.д. Усматривается, что в целях достижения установленных целевых показателей федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», необходимо определить организационно-административную составляющую для качественного достижения данных показателей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить отсутствие единой консолидированной системы правовых актов, а также отсутствие единого оператора, исполняющего функции регулятора данной сферы и ответственного за качественное и надлежащее исполнение указанных показателей, что в свою очередь несет дополнительные риски по реализации Указа Президента Российской Федерации, Национального проекта «Демография», федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации», «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.»
3. Отсутствие контроля в части предотвращения фальсификации функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, позволяющее:
- фальсифицировать и преувеличивать пользу, осуществляя маркетинговые уловки для продвижения продукции.
- фальсифицировать и не добавлять функциональные ингредиенты в продукты питания, при этом указывать их наличие на этикетках товаров.
4. Из-за несформированной правовой базы для функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, невозможно:
- создать актуальный реестр/каталог существующих функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания.
- предоставить действенные меры поддержки, в частности в виде налоговых льгот, закупок по тендерам, обязательств по закупкам и др., в торговых сетях. Как следствие - отсутствует стимул производства, закупок и реализации качественных функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания.
- отсутствует требование на приобретение и реализацию социальными учреждениями, торговыми сетями, столовыми корпораций, общепитом в целом, функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в определенном объеме, как следствие - отсутствует возможность участия в тендерах на государственные закупки, поставках в учреждения социального питания.
5. Отсутствие методических рекомендаций по питанию с перечнем функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, для передачи пациентам врачами.
6. Недостаточная научная апробация / проведение экспертизы из-за отсутствия механизмов-регуляторов данной процедуры. Сложная и дорогая процедура регистрации продукции только в качестве специализированной. Отсутствие требований о регистрации функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, влечет незначительный процент регистраций продуктов в качестве специализированных.
7. информирование населения о наличии функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания и их пользе практически отсутствует или значительно снижено. Существует профанация данных о здоровом питании, преподносимая в инфополе блогерами, порой противоречащими друг другу.
Посредством реализации программы по развитию рынка функциональных продуктов для здорового питания в Российской Федерации.
Цель программы: устранение пробельности права в части регламентирования функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, с экспертной и (или) научно доказанной эффективностью действия.
Описание проблемной ситуации:
Дефицит макро- и микроэлементов в рационе населения, перекосы в питании в пользу быстрых углеводов и пустых калорий. Дефицит потребления пищевых волокон, являющихся основой роста и баланса полезной кишечной микробиоты.
Рост числа неинфекционных заболеваний (НИЗ), а также ожирения, как основного фактора предшественника, способствующего развитию НИЗ.
В России 69,6% всех смертей приходится на НИЗ. Из них 48,7% – болезни системы кровообращения, 15,5% – онкологические заболевания, 4% – болезни органов дыхания, 1,4% – диабет. В целом же от неинфекционных заболеваний в России ежегодно умирает до 1,3 млн человек.
Отсутствие рецептурных рационообразующих продуктов, обладающих высоконутриетивными свойствами и лишенными недостатков, таких как, присутствие в составе рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, сахара, химических улучшителей и консервантов. При этом обладающих сбалансированными свойствами и содержащими высокое количество пищевых волокон, витаминов и минералов в натуральном виде, увеличенное содержание растительного белка, пониженное содержание углеводов.
Отсутствие контроля и единого подхода к качеству и процессу производства функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, с заданными свойствами и доказанной эффективностью.
Отсутствие комплекса мер по развитию рынка функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания:
1. Отсутствие в категории функциональных пищевых продуктов понятия «продукт соответствующий принципам здорового питания» и внедрения функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в рацион людей, при наличии законодательного определения их полезности и значимости употребления. В настоящее время термин функциональный продукт определен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 г. № 239-ст (ГОСТ Р 52349-2005), в соответствии с которым функциональный пищевой продукт – пищевой продукт, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющий и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов.
Однако, в соответствии с приведенным выше определением, в категорию функциональных продуктов питания, могут попадать продукты, обладающие функциональными ингредиентами (способностью оказать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций) или обогащенные продукты, при этом базовые характеристики рецептурного продукта могут содержать рафинированные и обработанные продукты, сахара, трансизомеры жирных кислот, консерванты, иметь избыток простых углеводов, что в свою неизбежно приведет к критическому снижению эффективности данного питания.
2. Отсутствие единого оператора (ответственного центра), осуществляющего исключительно реализацию внедрения в питание граждан функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания с целью увеличения вовлеченности и развития компетенций.
Необходимо отметить имеющуюся пробельность права в части отсутствия правовых актов, закрепляющих понятийный аппарат, механизм взаимодействия, права и обязанности участников правоотношений, а именно производителей, контролирующих органов, участников FMCG-рынка и т.д. Усматривается, что в целях достижения установленных целевых показателей федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», необходимо определить организационно-административную составляющую для качественного достижения данных показателей.
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить отсутствие единой консолидированной системы правовых актов, а также отсутствие единого оператора, исполняющего функции регулятора данной сферы и ответственного за качественное и надлежащее исполнение указанных показателей, что в свою очередь несет дополнительные риски по реализации Указа Президента Российской Федерации, Национального проекта «Демография», федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации», «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.»
3. Отсутствие контроля в части предотвращения фальсификации функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, позволяющее:
- фальсифицировать и преувеличивать пользу, осуществляя маркетинговые уловки для продвижения продукции.
- фальсифицировать и не добавлять функциональные ингредиенты в продукты питания, при этом указывать их наличие на этикетках товаров.
4. Из-за несформированной правовой базы для функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, невозможно:
- создать актуальный реестр/каталог существующих функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания.
- предоставить действенные меры поддержки, в частности в виде налоговых льгот, закупок по тендерам, обязательств по закупкам и др., в торговых сетях. Как следствие - отсутствует стимул производства, закупок и реализации качественных функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания.
- отсутствует требование на приобретение и реализацию социальными учреждениями, торговыми сетями, столовыми корпораций, общепитом в целом, функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в определенном объеме, как следствие - отсутствует возможность участия в тендерах на государственные закупки, поставках в учреждения социального питания.
5. Отсутствие методических рекомендаций по питанию с перечнем функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, для передачи пациентам врачами.
6. Недостаточная научная апробация / проведение экспертизы из-за отсутствия механизмов-регуляторов данной процедуры. Сложная и дорогая процедура регистрации продукции только в качестве специализированной. Отсутствие требований о регистрации функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, влечет незначительный процент регистраций продуктов в качестве специализированных.
7. информирование населения о наличии функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания и их пользе практически отсутствует или значительно снижено. Существует профанация данных о здоровом питании, преподносимая в инфополе блогерами, порой противоречащими друг другу.
Целевая аудитория
все население Российской Федерации
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
- Увеличен выпуск и потребление населением РФ функциональных рецептурных продуктов ежедневного потребления, соответствующих принципам здорового питания до 60%
- Сокращен рост заболеваемости, в том числе детской, хроническими болезнями: сахарным диабетом, предиабетом, ожирением, атеросклерозом, гипертонией на 30% через 5 лет от реализации 1п.
- Выстроена правовая и мотивационная основа для производства и потребления функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, создан единый центра ответственности
- Сформирован актуальный реестр функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания
- Производятся разработки и выпуск продукции на массовый и специализированный рынок
- Сокращен рост заболеваемости, в том числе детской, хроническими болезнями: сахарным диабетом, предиабетом, ожирением, атеросклерозом, гипертонией на 30% через 5 лет от реализации 1п.
- Выстроена правовая и мотивационная основа для производства и потребления функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания, создан единый центра ответственности
- Сформирован актуальный реестр функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания
- Производятся разработки и выпуск продукции на массовый и специализированный рынок
Реализация проекта
Для того, чтобы здоровое питание было научно апробированным, оказывало превентивное действие на развитие заболеваний, было широко представленным на рынке, а население знало и доверяло увиденному на полках, необходимо:
1. создать единый центр ответственности за направление здорового питания в России, сделать его по типу Российского экспортного центра, где будут собраны полномочия в принятии стратегических решений, собираться статистика, утверждаться программы;
2. законодательно определить понятие продукта здорового питания как «функционального продукта, соответствующего принципам здорового питания» как функционального продукта, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, соответствующий следующим параметрам (с указанием конкретных диапазонов для каждой отрасли пищевой промышленности):
- способствующий укреплению здоровья человека и будущих поколений
- способствующий снижению риска развития конкретного и/или различных заболеваний;
- содержащий пониженное количество/отсутствие насыщенных жиров, простых сахаров, рафинированных ингредиентов, поваренной соли и исключающий наличие трансизомеров жирных кислот;
- имеющий сбалансированный энергетический и химический состав по макро, микронутриентам, пищевым волокнам;
- являющийся натуральным источником/имеет высокое содержание натуральных (не искусственно обогащенным) витаминов, минералов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот, полифенольных соединений.
3. к функциональным пищевым продуктам, соответствующим принципам здорового питания, применяются ограничения критически значимых характеристик. Для хлебобулочной продукции: функциональный пищевой продукт, соответствующий принципам здорового питания, не содержит рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, добавленного сахара, добавленного глютена, крахмала, искусственных красителей и ароматизаторов. Функциональный пищевой продукт содержит не более 1,8 грамм соли на 100 грамм готового изделия, а также не более 40 грамм углеводов на 100 грамм готового изделия. Сохранность на протяжении своего срока годности функционального пищевого продукта обеспечивается без использования улучшителей и консервантов. Имеет не менее 6 грамм пищевых волокон в 100 грамм готового продукта.
Для остальных отраслей пищевой промышленности предлагается создать перечень ограничений по аналогии с приведенным примером
4. упростить регламент получения производителем статуса «Функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания» с присвоением сертификата и знака соответствия, на основании протоколов испытания продукта на содержание питательных веществ, пищевой и энергетической ценности;
5. субсидировать затраты на регистрацию и клинические испытания продукции посредством предоставления соответствующей услуги, в частности Центром сертификации, стандартизации и испытаний, осуществляемой в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
6. сформировать правовую базу в сфере регулирования производства и обращения функциональных продуктов питания, соответствующих принципам здорового питания на территории Российской Федерации;
7. разработать и утвердить параметры создания удостоверяющих центров, уполномоченных присваивать статус «функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания» с обязательным правом, не реже ежегодного (при необходимости более частого, но не чаще 1 раза в 4 месяца), осуществления проверок продукции, в частности с представителями Роскачества, в торговых сетях с целью недопущения фальсификации продукции;
8. рассмотреть возможность утверждения штрафов за продажу продукции с отметкой «о здоровье» без знака о присвоении статуса «функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания», выданного специализированной организаций, и нанесенного на потребительскую упаковку, в размере 50 МРОТ;
9. создать национальную систему прослеживаемости (по аналогии «Меркурий») оборота «функциональных пищевых продуктов, соответствующий принципам здорового питания», в целях определения параметров доступности отечественных продуктов для здорового питания для населения, контроля уровня их производства и продаж, выявления корреляции между употреблением таких продуктов и динамикой уровня заболеваемости: как сезонных заболеваний, так и хронических, а также алиментарно-обусловленных заболеваний. Данная система позволит, в случае соответствующей необходимости, осуществлять корректировку действующих параметров и показателей обеспечения доступности населения к функциональной продукции для здорового питания;
10. провести формирование реестра продуктов функционального питания, соответствующих принципам здорового питания, посредством проведения экспертной и (или) научно доказанной оценки эффективности;
11. предоставить производителям и продавцам, в обороте которых находится более 60% ассортимента функциональной продукции, соответствующей принципам здорового питания налоговые и другие льготы;
12. утвердить обязательством торговых сетей осуществлять закупки функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в размере не менее 30-60% ассортимента товарной категории, в зависимости от ее типа, с требованием к выделению информативно полочного пространства (рич контент), размещению QR-кодов (направляющих на сайт, например, Роспотребнадзора: Здоровое-питание.рф и информирующих о значимости здорового питания);
13. закрепить обязанность социальных учреждений, торговых сетей, столовых корпораций, организаций общепита закупать функциональные продукты, соответствующие принципам здорового питания в 100% объеме для хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, для других товарных категорий – до 60 % от общего объема определенной группы продуктов.
14. создать перечень имеющихся на рынке разработок функциональных, соответствующих принципам здорового питания, включить их в список рекомендованных продуктов питания, с постоянной актуализацией, реализуемой посредством проводимого мониторинга, для последующего использования врачами;
15. информировать врачей на конференциях о преимуществах разработанных функциональных/специализированных продуктах, соответствующих принципам здорового питания на постоянной основе. Создать методические рекомендации по включению таких продуктов в диетическое меню пациентов;
16. осуществить запуск социальной рекламы, издание на постоянной основе методических рекомендаций, буклетов и др. просветительских материалов;
17. осуществлять на безвозмездной основе проведение лекций для населения в целях просвещения по вопросу важности здорового питания.
1. создать единый центр ответственности за направление здорового питания в России, сделать его по типу Российского экспортного центра, где будут собраны полномочия в принятии стратегических решений, собираться статистика, утверждаться программы;
2. законодательно определить понятие продукта здорового питания как «функционального продукта, соответствующего принципам здорового питания» как функционального продукта, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, соответствующий следующим параметрам (с указанием конкретных диапазонов для каждой отрасли пищевой промышленности):
- способствующий укреплению здоровья человека и будущих поколений
- способствующий снижению риска развития конкретного и/или различных заболеваний;
- содержащий пониженное количество/отсутствие насыщенных жиров, простых сахаров, рафинированных ингредиентов, поваренной соли и исключающий наличие трансизомеров жирных кислот;
- имеющий сбалансированный энергетический и химический состав по макро, микронутриентам, пищевым волокнам;
- являющийся натуральным источником/имеет высокое содержание натуральных (не искусственно обогащенным) витаминов, минералов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот, полифенольных соединений.
3. к функциональным пищевым продуктам, соответствующим принципам здорового питания, применяются ограничения критически значимых характеристик. Для хлебобулочной продукции: функциональный пищевой продукт, соответствующий принципам здорового питания, не содержит рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, добавленного сахара, добавленного глютена, крахмала, искусственных красителей и ароматизаторов. Функциональный пищевой продукт содержит не более 1,8 грамм соли на 100 грамм готового изделия, а также не более 40 грамм углеводов на 100 грамм готового изделия. Сохранность на протяжении своего срока годности функционального пищевого продукта обеспечивается без использования улучшителей и консервантов. Имеет не менее 6 грамм пищевых волокон в 100 грамм готового продукта.
Для остальных отраслей пищевой промышленности предлагается создать перечень ограничений по аналогии с приведенным примером
4. упростить регламент получения производителем статуса «Функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания» с присвоением сертификата и знака соответствия, на основании протоколов испытания продукта на содержание питательных веществ, пищевой и энергетической ценности;
5. субсидировать затраты на регистрацию и клинические испытания продукции посредством предоставления соответствующей услуги, в частности Центром сертификации, стандартизации и испытаний, осуществляемой в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
6. сформировать правовую базу в сфере регулирования производства и обращения функциональных продуктов питания, соответствующих принципам здорового питания на территории Российской Федерации;
7. разработать и утвердить параметры создания удостоверяющих центров, уполномоченных присваивать статус «функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания» с обязательным правом, не реже ежегодного (при необходимости более частого, но не чаще 1 раза в 4 месяца), осуществления проверок продукции, в частности с представителями Роскачества, в торговых сетях с целью недопущения фальсификации продукции;
8. рассмотреть возможность утверждения штрафов за продажу продукции с отметкой «о здоровье» без знака о присвоении статуса «функциональный продукт, соответствующий принципам здорового питания», выданного специализированной организаций, и нанесенного на потребительскую упаковку, в размере 50 МРОТ;
9. создать национальную систему прослеживаемости (по аналогии «Меркурий») оборота «функциональных пищевых продуктов, соответствующий принципам здорового питания», в целях определения параметров доступности отечественных продуктов для здорового питания для населения, контроля уровня их производства и продаж, выявления корреляции между употреблением таких продуктов и динамикой уровня заболеваемости: как сезонных заболеваний, так и хронических, а также алиментарно-обусловленных заболеваний. Данная система позволит, в случае соответствующей необходимости, осуществлять корректировку действующих параметров и показателей обеспечения доступности населения к функциональной продукции для здорового питания;
10. провести формирование реестра продуктов функционального питания, соответствующих принципам здорового питания, посредством проведения экспертной и (или) научно доказанной оценки эффективности;
11. предоставить производителям и продавцам, в обороте которых находится более 60% ассортимента функциональной продукции, соответствующей принципам здорового питания налоговые и другие льготы;
12. утвердить обязательством торговых сетей осуществлять закупки функциональных продуктов, соответствующих принципам здорового питания в размере не менее 30-60% ассортимента товарной категории, в зависимости от ее типа, с требованием к выделению информативно полочного пространства (рич контент), размещению QR-кодов (направляющих на сайт, например, Роспотребнадзора: Здоровое-питание.рф и информирующих о значимости здорового питания);
13. закрепить обязанность социальных учреждений, торговых сетей, столовых корпораций, организаций общепита закупать функциональные продукты, соответствующие принципам здорового питания в 100% объеме для хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, для других товарных категорий – до 60 % от общего объема определенной группы продуктов.
14. создать перечень имеющихся на рынке разработок функциональных, соответствующих принципам здорового питания, включить их в список рекомендованных продуктов питания, с постоянной актуализацией, реализуемой посредством проводимого мониторинга, для последующего использования врачами;
15. информировать врачей на конференциях о преимуществах разработанных функциональных/специализированных продуктах, соответствующих принципам здорового питания на постоянной основе. Создать методические рекомендации по включению таких продуктов в диетическое меню пациентов;
16. осуществить запуск социальной рекламы, издание на постоянной основе методических рекомендаций, буклетов и др. просветительских материалов;
17. осуществлять на безвозмездной основе проведение лекций для населения в целях просвещения по вопросу важности здорового питания.
Здоровый хлеб - здоровье нации
Суть проекта
Проект «Здоровый хлеб» нацелен на то, чтобы увеличить в рационе россиян объем потребления сбалансированных продуктов питания, имеющих высокое содержание растительного белка, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ и одновременно снизить уровень гликемического индекса в продуктах ежедневного потребления за счет выпуска новых видов хлебобулочных изделий (функциональных).
Типы производимых изделий: хлеба, кексы, печенье, снеки.
Белково-полбяной хлеб - высоконутритивный функциональный натуральный продукт. Содержит 4 вида сырья: полбу, лен, люпин, топинамбур. Производится на закваске, без сахара, х/п дрожжей, пшеничной очищенной муки.
Содержит в 100 грамм: пищевые волокна - 60% суточной нормы, белок - 50% суточной нормы, магний, фосфор, железо, а также витаминов группы B - от 30-90% суточной нормы.
Имеет малое количество углеводов - 30 грамм на 100 г, много белка - 12 г
Уникальный состав и технология позволяет реализовывать хлеб со сроком годности от 30-180 дней без добавления консервантов и других химических улучшителей, без потери качества. Что дает возможность реализовывать продукцию по всей России и за ее пределами. Также продукция подходит для нужд Минобороны, являясь сытным и высокопитательным продуктом, не требующим особых условий хранения.
Полбяной чиа кекс и кето-крекеры - сытные изделия без пшеничной муки, имеют высокое содержание пищевых волокон, белка, омега 3 и других ценных нутриентов. Подходит для питания аллергиков, так как не содержит пшеничной муки, яиц, молочных продуктов.
Проблемы, которые решает проект:
- потребительская: недостаточное присутствие в ассортименте торговых сетей рационообразующих продуктов (хлебобулочные изделия, мучные кондитерские, снековые), содержащих высокое количество пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ в натуральном виде, белка, пониженное количество углеводов и лишенными недостатков, таких как: присутствие в составе рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, сахара, химических улучшителей и консервантов.
- социальная: дефицит макро- и микроэлементов в рационе питания населения, перекосы в питании в пользу быстрых углеводов и пустых калорий. Как результат: рост числа неинфекционных заболеваний (сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания), а также ожирения. В России 69,6% всех смертей приходится на НИЗ. Из них 48,7% – болезни системы кровообращения, 15,5% – онкологические заболевания, 4% – болезни органов дыхания, 1,4% – диабет. В целом же от неинфекционных заболеваний в России ежегодно умирает от 1,3 млн человек.
- государственная: увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения посредством повышения потребления в ежедневном рационе продуктов здорового питания высокой пищевой ценности
Типы производимых изделий: хлеба, кексы, печенье, снеки.
Белково-полбяной хлеб - высоконутритивный функциональный натуральный продукт. Содержит 4 вида сырья: полбу, лен, люпин, топинамбур. Производится на закваске, без сахара, х/п дрожжей, пшеничной очищенной муки.
Содержит в 100 грамм: пищевые волокна - 60% суточной нормы, белок - 50% суточной нормы, магний, фосфор, железо, а также витаминов группы B - от 30-90% суточной нормы.
Имеет малое количество углеводов - 30 грамм на 100 г, много белка - 12 г
Уникальный состав и технология позволяет реализовывать хлеб со сроком годности от 30-180 дней без добавления консервантов и других химических улучшителей, без потери качества. Что дает возможность реализовывать продукцию по всей России и за ее пределами. Также продукция подходит для нужд Минобороны, являясь сытным и высокопитательным продуктом, не требующим особых условий хранения.
Полбяной чиа кекс и кето-крекеры - сытные изделия без пшеничной муки, имеют высокое содержание пищевых волокон, белка, омега 3 и других ценных нутриентов. Подходит для питания аллергиков, так как не содержит пшеничной муки, яиц, молочных продуктов.
Проблемы, которые решает проект:
- потребительская: недостаточное присутствие в ассортименте торговых сетей рационообразующих продуктов (хлебобулочные изделия, мучные кондитерские, снековые), содержащих высокое количество пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ в натуральном виде, белка, пониженное количество углеводов и лишенными недостатков, таких как: присутствие в составе рафинированных ингредиентов, трансизомеров жирных кислот, сахара, химических улучшителей и консервантов.
- социальная: дефицит макро- и микроэлементов в рационе питания населения, перекосы в питании в пользу быстрых углеводов и пустых калорий. Как результат: рост числа неинфекционных заболеваний (сахарный диабет, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания), а также ожирения. В России 69,6% всех смертей приходится на НИЗ. Из них 48,7% – болезни системы кровообращения, 15,5% – онкологические заболевания, 4% – болезни органов дыхания, 1,4% – диабет. В целом же от неинфекционных заболеваний в России ежегодно умирает от 1,3 млн человек.
- государственная: увеличение продолжительности и улучшение качества жизни населения посредством повышения потребления в ежедневном рационе продуктов здорового питания высокой пищевой ценности
Целевая аудитория
Любой человек, который хочет сохранять здоровье от 3-х лет и старше
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
За последние 5 лет созданы 3 уникальные технологии производства натурального функционального хлеба, кексов и печенья высокой пищевой ценности, организовано производство со сбытом в ведущие торговые сети страны со среднегодовым приростом выручки 67%.
Продукция отгружается в торговые сети "Вкусвилл", "Перекресток", "Самокат", "Азбука вкуса", "Озон фрэш".
Продукцию компании ежегодно потребляет более 1 000 000 человек.
Продукция отгружается в торговые сети "Вкусвилл", "Перекресток", "Самокат", "Азбука вкуса", "Озон фрэш".
Продукцию компании ежегодно потребляет более 1 000 000 человек.
Реализация проекта
Пройден весь путь от идеи, создания НИОКРа до его успешной коммерциализации. За 5 лет развития компании привлекла более 100 миллионов инвестиций, в том числе венчурный кредит от МСП банка, с гарантией Корпорации МСП; гранты от Фонда содействия инновациям по программе «Коммерциализация» (в 2020 и 2023 гг). Получен статус малой технологической компании. Проект компании - Призер международной премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Здоровье нации» трека "Бизнес" в 2021 году
Генеральный директор компании ведет общественную деятельность в части развития рынка функционального питания и является председателем Совета по развитию технологий в агропромышленном комплексе и новым продуктам питания Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (Агрофудтех Совет ВОИР); Председателем экспертного Совета по развитию рынка функционального питания при Роскачестве (Минпромторг);
Членом рабочей группы Роспотребнадзора по разработке проекта изменений № 7 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части обязательности обоснования сроков годности пищевой продукции, уточнения терминологии в отношении специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции.
Генеральный директор компании ведет общественную деятельность в части развития рынка функционального питания и является председателем Совета по развитию технологий в агропромышленном комплексе и новым продуктам питания Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (Агрофудтех Совет ВОИР); Председателем экспертного Совета по развитию рынка функционального питания при Роскачестве (Минпромторг);
Членом рабочей группы Роспотребнадзора по разработке проекта изменений № 7 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части обязательности обоснования сроков годности пищевой продукции, уточнения терминологии в отношении специализированной, функциональной и обогащенной пищевой продукции.