Проекты участницы
Технология ранней помощи в структуре перманентной модели сопровождения детей с инвалидностью в социальной сфере
Суть проекта
создание условий для организации ранней помощи детям от 0 до 3 лет с ограничениями жизнедеятельности, детям группы риска и их семьям; оказание медико-психолого-педагогической и социальной поддержки семьям, имеющим ребёнка с выявленными нарушениями развития (риском возникновения нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Целевая аудитория
- дети в возрасте с рождения до 3х лет (до 7ми) с имеющими нарушениями развития или риском их возникновения
- семьи, воспитывающие детей в возрасте от 0 до 3х лет (до 7ми) имеющими нарушениями развития или риском их возникновения
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
Качественный результат у детей:
- у 83% детей стал выше уровень развития зрительно и слухового восприятия;
- у 76% детей повысились показатели зрительного сосредоточения и распределения внимания, познавательной активности, проявления внимания к предметам, дети стали способны более длительно сохранять интерес к предметам и выражать яркие положительные эмоции;
- у 58% ребят улучшилась моторная ловкость;
- 95% детей стали проявлять стойкий познавательный интерес, появилась потребность в действиях с новыми предметами, эмоциональная вовлеченность в деятельность с другими взрослыми и детьми.
У 100% родителей:
- приобретен навык систематичного наблюдения за детьми;
- получен опыт активизации совместной различной деятельности с детьми и отмечен положительный результат;
- сформированы знания по эффективным методам познавательного и двигательного развития своего ребенка.
Реализация проекта
Задачи:
• формирование организационных и методических основ деятельности Службы ранней помощи (в том числе разработка локальных документов, регламентирующих деятельность Службы, форм рабочей документации специалистов);
• организация своевременного выявления детей с ОВЗ и детей с риском развития инвалидности;
• диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений;
• оказание социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических услуг детям целевой группы;
• использование современных методов и технологий в организации ранней помощи детям: массажа, кинезиотерапии, игротерапии, акватерапии, арт-терапии, музыкотерапии, сенсорной интеграции;
• обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком, имеющим проблемы в развитии;
• организация информационно-просветительской работы, консультативной и психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе посредством выездных семинаров;
• размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте организации информации о ходе реализуемого мероприятия или информации для целевой группы по вопросам оказания ранней помощи.
Команда специалистов, участвующих в оказании услуг детям и их родителям: руководитель Службы ранней помощи, врач-невролог, врач-педиатр, инструктор по лечебно-физической культуре, медицинская сестра по массажу, логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре.
Алгоритм деятельности Службы ранней помощи включает: приём детей, диагностику, психолого-педагогическую, логопедическую и коррекционно-развивающую помощь, оздоровительные мероприятия, консультирование, разработку рекомендаций.
Перед зачислением ребёнка в Службу ранней помощи руководитель Службы проводит консультативный приём, на котором осуществляется сбор документов и предлагается родителям (законным представителям) тест родительского отношения.
Следующий этап – это первичный приём. На первичный приём родители обязательно приходят с ребёнком, с ними одновременно работают не менее двух специалистов из междисциплинарной команды разного профиля, пока один специалист проводит беседу с родителем, другие члены команды знакомятся с ребёнком. После обработки полученных данных, на рабочем совещании междисциплинарной команды разрабатывается индивидуальный план работы с семьёй и механизм его реализации. Для этого на каждого ребенка заводится индивидуальная карта, в которой прописывается наименование получаемых услуг, а также время их проведения.
Личное дело оформляется отдельно на ребёнка и на родителя, которые включают в себя: заявление о зачислении с согласием родителей на обработку персональных данных, и с разрешением на фото и видео съемку; договор, предоставления социальных услуг в полустационарной форме; ИППСУ; копия свидетельства о рождении ребёнка; копия паспорта одного из родителей (законного представителя); копия справки МСЭ (при наличии инвалидности); заключение МППК (при наличии); копия СНИЛС.
Дополнительно на ребёнка заводится медицинская карта, в которую входят: выписка из амбулаторной карты ребёнка с указанием сведений о диагнозе и отсутствии карантина по адресу; копии результатов лабораторных исследований и назначения врачей Центра (врача-педиатра, врача-психиатра, врача-невролога).
По окончанию срока реабилитации специалисты выдают рекомендации родителям.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в Службе ранней помощи направлено на поддержку психического развития и психологического состояния ребёнка, нормализацию детско-родительских взаимоотношений и преодоление поведенческих проблем ребёнка. Психолого-педагогическая диагностика заключается в выявлении актуального уровня развития ребенка и соответствие возрастным нормам психологического развития детей на момент обследования. Диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям: сенсорное развитие, предметная деятельность, развитие мыслительных операций (внимание, память, математические, временные и пространственные представления), речевое развитие, самообслуживание, социальное и физическое развитие.
Система ранней коррекционно-развивающей и профилактической работы представляет собой специально организованное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем. Психологическая работа с целевой группой проводилась в сенсорной и виртуальной комнатах.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми все специалисты проводили совместно с родителем, в ходе которых наглядно демонстрировали способы взаимодействия с ребёнком.
Логопедом и учителем-дефектологом проводились индивидуальные занятия с целевой группой, направленных на развитие слухового восприятия; способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; зрительно - пространственного анализа и синтеза; сенсорно-перцептивной деятельности; функций голоса и дыхания; чувства ритма, расширение пассивного словаря, стимуляцию речевого развития, побуждение к развитию активного словаря и взаимодействию с взрослыми. На подготовительном этапе упор делался на установление зрительного и эмоционального контакта; подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции; настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание; повышение уровня общей активности ребёнка; организацию произвольного внимания - развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Далее проводилась работа над выработкой языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. На занятиях использовались игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики; речевые упражнения; пальчиковая гимнастика. С детьми без речи проводились занятия, направленные на запуск речи, стимуляцию звукоподражаний. С детьми, у которых звукоподражания имелись, проводилась работа по формированию слоговой структуры слова, развитию экспрессивной речи. Со всеми детьми проводилась работа по развитию памяти, внимания, мышления, сенсорного восприятия.
Педагог дополнительного образования проводил с детьми групповые занятия по ритмике, направленные на повышение двигательной активности ребёнка, создание положительного эмоционального настроения, вызывание радостного отклика на музыку.
Работа в мультстудии «Веселые вспышки» построена в соответствии с учётом возрастных и психологических особенностей детей и вызывает положительное эмоциональное отношение к активной познавательной деятельности. Форма проведения занятий – групповая с использованием элементов песочной терапии и изо-терапии. Занятия направленны на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Дети испытывают радость от эмоционального контакта с мамой, новыми людьми, сверстниками, закрепляются опыт базового доверия к миру и открытости навстречу новому и интересному, получают возможность сотворчества с близкими людьми. На занятиях ребёнок знакомится с окружающим миром звуков, образов, предметов цветов.
В ходе занятия родители знакомятся с новыми способами общения со своим ребёнком, получают советы по развитию, а также пробуют на практике развивающие методики. В процессе занятий дети и взрослые получают новые знания и радость от общения.
В рамках Службы ранней помощи специалистами для эффективности свой работы применялись такие методы и приёмы как: методы арт-терапии (пластилинография, песочная терапия, игротерапия, сказкотерапия); элементы методики М. Монтессори; развивающий набор «Дары Фребеля».
Для родителей проводились семинары-практикумы с целью научить родителей принимать своего ребёнка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями, понимать желания малыша, научить их наиболее эффективным способам взаимодействия со своим ребёнком.
Фото проекта