Шарко Светлана Николаевна
Автор проекта
Дата рождения:
04 мая 1969г.
Место жительства:
Республика Башкортостан, село Новая Отрадовка
Организация:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новая Отрадовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Должность:
учитель, социальный педагог
Сферы интересов:
#Просветительская деятельность
Социальные сети:
—
Проекты участницы
"Семья- основа будущего"
Суть проекта
Конкурс социальных проектов «Женщины за здоровое общество»
Номинация Благополучие семьи
Автор проекта Шарко Светлана Николаевна
Место работы и реализация проекта Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Новая Отрадовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Возраст обучающихся 13-15лет
Аннотация проекта .Институт семьи претерпевает много изменений в современном мире, что порождает многие социальные проблемы в обществе. Предложенный проект позволяет у ребят повысить значимость семьи в жизни человека. При реализации проекта « Семья- основа будущего» учащиеся в течении трех лет учатся обращать внимание на жизненные ценности и роль семьи в жизни человека, что является профилактикой возникновения неблагополучных семей, социального сиротства, повышения морального, психического, физического здоровья у подрастающего поколения.
Проект решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений;
предлагает для изучения принципы созидательных отношений;
формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи;
развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений,
развивает критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации;
создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства.
Основные направления программы
1. Изучение истории семьи и брака.
2. Распределение обязанностей в современных семьях.
3. Роли матери и отца в развитии и воспитании детей
4. Правоотношения между родителями и детьми .
В основе содержания программы реализуются методы: проблемно - поисковый, игровой, исследовательский и метод обобщения, которые оптимизируют процесс познания истории своей семьи. Особое место занимает метод исследования, благодаря которому школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, творчески работать.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности
1. Встречи с многодетными семьями.
2. Создание рефератов и докладов по выбранным темам.
3. Сбор материалов для разработки презентаций своей семьи.
4. Участие в конференциях и конкурсах.
5.Приглашение священнослужителей религиозных учреждений с целью ознакомления с конфессиональными и этническими особенностями института семьи.
6. Организация мероприятий с целью пропаганды ценностей семьи и брака среди детей и взрослых.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации проекта: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки. У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье, к ее истории, гордости за её достижения, за свою семью и предков.
Способы оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по характеру усвоения учащимися используемых в дисциплине понятий, степени ориентированности обучаемых в круге обсуждаемых на занятиях проблем.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям анализировать современное состояние семьи, различать специфику брачных и семейных отношений, конструировать модели собственных брака и семьи, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой по дисциплине информации и добывать самостоятельно новое знание по предмету, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня учитываются знания, которые демонстрируют обучающиеся в процессе проектной деятельности, выступлений на школьных конференциях, «круглых столах», презентациях собственных материалов, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Цель проекта способствовать формированию у учеников необходимой для их развития системы духовных, политико-правовых, экономических, социальных характеристик и представлений о закономерностях развития и функционирования институтов брака и семьи в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате изучения решаются следующие задачи:
– получение знаний о состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в современном российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в ХХ -ХХI веках;
– проведение комплексного анализа типов, форм, моделей семьи и брака с учетом перехода российского общества от традиционной к современной модели социальных отношений на рубеже веков.
-формирование у учащихся представлений о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»;
знакомство с причинами и следствиями разрушительных отношений;
изучение принципов созидательных отношений;
развитие критического мышления в отношении поступающей из разных источников информации;
Целевая аудитория
Обучающиеся 7-9клссов.
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
организация выставка творческих и исследовательских работ и проектов, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки.
Реализация проекта
a:2:{s:4:"TEXT";s:65766:"a:2:{s:4:"TEXT";s:72352:"Организационные условия реализации программы
• особенности группы детей 13-16 лет
• общее количество часов: 1 час в неделю;
• периодичность и продолжительность занятий: 1 академ час;
• нормы наполняемости группы: 10-15 чел.;
• организационные формы: групповая, мелкогрупповая, индивидуальная;
• место проведения занятий: учебный класс
• санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности в соответствии с учебными требованиями;
• ресурсное обеспечение: компьютер, проектор, экран.
Актуальность .
Еще двадцать лет назад мечтой девушки в нашей стране было счастливое замужество. Об этом юные представительницы прекрасной половины человечества начинали мечтать чуть ли не с детского сада. Казалось, так будет всегда, однако вступающие во взрослую жизнь миллениалы уже сейчас уверенно говорят: «Вначале учёба, потом карьера, потом путешествия и самопознание. О семье порой не думают, она строят никаких планов, хотя признают, что семья может дать ощущение психологической безопасности, спокойствия и уюта. И в наше время катаклизмов, когда трагедии происходят буквально на глазах, мы не просто наблюдатели, каждый из нас, даже если находится в тысячах километрах от провинции Ухань, в эпицентре событий. Наши нервы обострены до предела: гражданские самолеты могут просто быть сбиты боевой ракетой по ошибке, новые вирусы, выращенные в лабораториях, выходят за их стены и приводят к апокалипсису. Что уж говорить о детях, чья психика ранима и напоминает оголенный нерв. Дети, особенно подростки, теряют смысл жизни, реальные и виртуальный мир зачастую смешиваются в их голове, что приводит к неврозам и психозам, а то и суициду. Спасательным островом в этом безумии может стать только крепкая и здоровая семья.
Семья является фундаментальным институтом современного общества. В семье сохраняются и передаются из поколения в поколение культурные ценности, национальные традиции, которые становятся основой формирования личности. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства. Семья является важнейшим институтом социализации и фактором развития личности ребёнка. Именно в ней он рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, опыт социального взаимодействия, усваивает систему человеческих ценностей и межличностных отношений. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно- практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных психолого-педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
В школах России, в рамках дальнейшего укрепления статуса семьи принята и реализуется Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года №1618-р. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства. В рамках данных указов в школах ввели курс «Семьеведение» для обучающихся. На этапе введения курса, не была разработана учебно- методическая база и не было подготовленных специалистов.
I.Содержание курса « Семья – основа будущего»
Детский омбудсмен Анна Кузнецова в декабре 2017 года предложила преподавать школьникам курс «Семьеведение» или «Семейное счастье». По предположению омбудсмена, занятия должны пропагандировать традиционные семейные ценности и способствовать защите материнства и детства. Среди таких семейных ценностей − любовь, верность, ценности материнства и отцовства, родительская ответственность за детей. Семья традиционно выступает колыбелью воспитания и гражданского становления личности. Поэтому закономерно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию 2019 г., обозначая приоритеты российской государственной политики, отметил, что главная задача — «сбережение народа», укрепление семьи и семейных ценностей.
В рамках внеурочной деятельности курс «Семья- основа будущего» в нашей школе ввели по программе реализации Республиканского проекта «Взлетай» на базе открытия центра «Точки роста». Курс проходят школьники 7- 9 классов, 1 час в неделю.
Программа решает задачи формирования у учащихся представления о понятиях «система ценностей», «мужественность», «женственность», «супружество», «созидательные отношения», «семья», «семейные ценности», «ответственное родительство»; знакомит с причинами и следствиями разрушительных отношений с самим собой, миром и другими людьми; предлагает для изучения принципы созидательных отношений; формирует готовность осмысленно решать повседневные жизненные задачи; развивает способность осознанно направлять внимание на свой внутренний мир и мир своих отношений, формировать критическое мышление в отношении поступающей из разных источников информации; создает условия для формирования нравственной устойчивости и здорового понимания ценности мужественности, женственности, семьи и родительства.
Содержание курса идет по следующим блокам:
7класс: «Семья и государство» (8ч.), «Счастливая семья» (9ч), «Семейные заботы» (7ч), Родословная семьи (10ч).
8класс: «Я и мое имя». (5 ч), «Поколения в семье» (4 ч), «Семейные традиции» (3ч), «Семья, как пространство жизнедеятельности» (2 ч), «Наши роли в семье» ( 4 ч), «Разговор об этикете» (17 ч)
9класс: «Конфликт» (7ч), «Дружба и любовь» (7ч), «Брак как основа семьи» (3ч) «Экономика семьи» (5 ч), «Дети, их значение в жизни семьи» (7ч), «Правовые аспекты семейной жизни (практическое применение), материнский капитал» 6ч.
Закладывая в курс темы, опиралась на результаты исследований, опросов, социальной практики, консультирования, зная, где в основном возникают трудности.
Азы будущей семейной жизни желательно закладывать факультативно и еще в начальной школе, чтобы малыши знали, как выстраивать отношения. Подросткам, например, такой курс может помочь разобраться, где настоящая любовь, а где только влюбленность, уберечь от суицида.
Приступать к воспитанию будущей семейной жизни нужно целенаправленно через систему образования. На заключительном этапе, в старших классах, должна быть самая настоящая подготовка к семейной жизни. Типичные семейный конфликты и споры, которые можно урегулировать, целый пласт конфликтологии в семье нужно преподавать детям уже в старших классах.
Основы преподавания курса
Занятия курса проводятся в формах, отличительных от уроков, без назидательной и оценочной атмосферы: тренинговые игры, комбинированные занятия с элементами практической работы, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, просмотр и обсуждение видеоматериала.
В проекте «Семья- основа будущего», главное не просто просветить школьников по вопросам, связанных с жизнедеятельностью семьи, но и главным образом дать установки на семейную жизнь, сформировать ценности, оказать положительное действие на становление личности и мировоззрения учащихся. Именно эти жизненно определяющие процессы протекают особенно интенсивно в подростковом периоде. Что бы добиться вышеизложенных задач нужно использовать в работе специальные психолого-педагогических технологии преподавания курса проекта «Семья- основа будущего»» в школе.
Никакой назидательной составляющей в этом курсе нет.
Преподавателю необходимо учитывать особенности программы и опираться в своей педагогической деятельности на следующие принципы: в процессе раскрытия тем курса и обсуждения соблюдение принципа этичности и деликатности. Создаётся и атмосфера свободной беседы, в которой каждое мнение бесценно, а свобода выбора (отвечать, говорить) приветствуется по отношению к ученику. Партнерская позиция учителя, предполагающая безоценочность высказываний учащегося на тему, открыто обмениваться мнениями, совместно предлагать поиск ответов на поставленные вопросы. Для преподавателя важно также сформировать культуру качественной коммуникации на занятиях, на своем примере демонстрировать навыки построения гармоничных отношений - уважать собеседника; аргументировано излагать точки зрения, искренне отвечать на вопросы, корректно; проявляя тактичность, избегая осуждения и высмеивания точки зрения оценки, с которой вы в настоящее время не согласны; научиться слышать собеседника, не допуская оценки и осуждения в любой форме – словами, взглядами, жестами; умело выслушивать собеседника, избегать перебивания, быть готовым к сотрудничеству на равных; уважать личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия; апатичность, как способность понимать и принимать свои чувства и чувства окружающих; признавать человеческую жизнь как величайшей ценности; умение слушать и слышать разные точки зрения.
Работа с родителями важный момент введения курса проекта «Семья- основа будущего». в образовательном пространстве школы является взаимная заинтересованность учителей и родителей в сфере формирования у старшеклассников позитивных семейных ценностей. Занятия предполагают работу с родителями, важно, чтобы они были в курсе прохождения программного материала, и желательно стали участниками совместных воспитательных мероприятий «Загляните в мамины глаза», «День матери». Задачи- объяснить родителям актуальность курса и его содержание, познакомить родителей с содержанием курса, профилактика тревоги родителей относительно компетентности и содержания курса. По желанию родителей, могут быть организованы беседы с гинекологом для девушек и урологом для юношей. Занятия предполагают по возможности приглашение ребенка к совместному с родителями выполнению заданий курса. Задания служат объединению и сплочению семьи, помогают наладить диалог внутри семьи, лучше понять и почувствовать друг друга. Занятия по каждой теме будут практические и теоретические, например, по теме "Свадьба", посвященной готовности к вступлению в брак, предусмотрены час теории и час практики.
Раздел «Семья и государство» ориентирован на знакомство учащихся с понятием «семья», функциями современной семьи. Центральной темой раздела является «Законодательство РФ о семейных отношениях». Необходимо познакомить обучающихся с общими положениями о семье в Семейном кодексе РФ, и иных актах, содержащих нормы семейного права, а также обратить внимание на применение к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права.
Использование методики Форсайт - это игра, когда всей группой совместно нацелено строят будущее, обсуждают решения, совместно оттачивают принимаемые решения и ускоряют совместные действия.
методика «Обсуждение вполголоса» предполагает сначала обсуждение проблемы микрогруппах, а затем проводится общая дискуссия, где лидер своей микрогруппы докладывает мнение ее и это мнение всеми участниками обсуждается.
Методика «клиники». Если каждый вырабатывает свой вариант решения, предлагает свой диагноз и решения, затем остальные участники оценивают предложенный вариант, по бальной системе и руководитель или экспертные группы «принимают – не принимают».
Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии можно называть методом последовательного обсуждения, он проводится как интересная шаговая процедура, в которой каждый следующий шаг выполняется другим участником. Обсуждению годны здесь предложенные все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник
Имеет право передать слово тому, кого выберет сам. Свободная не запланированная дискуссия. Сущность методики состоит в том, что группа к результату не подойдет, но активность может идти за рамками занятия.
Методика «Подростки о родителях» помогает сравнить установки, поведение и тактику воспитания родителей так, как это видят и понимают их дети в подростковом и юношеском возрасте. На практическом занятии предлагается ролевая игра «Тактики семейного воспитания» с разыгрыванием ситуаций. Упражнение «Стили воспитания в сказках». Яркими примерами стилей воспитания являются сказочные герои.
Сказки «Морозко», «Золушка», сказочная повесть «Мэри Поппинс»
В проекте «Моя будущая семья». Использовать можно коллаж. Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная картина. Психологи утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
В рамках практических занятий лучше организовать беседу «Ценность семьи». Для активизации интереса обучающихся к данной беседе можно предложить ряд упражнений. Упражнение «Расшифровка пословиц и поговорок». Упражнение «Заповеди». Сформулируйте свои 10 заповедей счастливой семейной жизни. Упражнение «Семейные истории». Необходимо поделиться со своей семейной историей. Теоретический материал, часто дополняется обсуждением притч, видеоматериалов. Для раскрытия жизненных установок целесообразно провести методику «Ценностные ориентации» М. Рокич.
На групповое сплочение, создание атмосферы доверия желательно начинать занятия с тренинговых упражнений: «Поменяйтесь местами те, кто..,», «Ассоциации», «Комплимент», «Выразим чувства мимикой, руками…», «Мы разные и похожие…» и т д.
Исследование.
Действительно ли семья сегодня находится в кризисе, потому что, подростки, не хотят вступать в брак, не хотят строить семьи, у них другие ценности. Так часто говорят, что, мол, молодежи больше этого не нужно.
Мною было проведено исследование, в котором приняло участие обучающиеся перед прохождением курса 85 человек (7 кл.), и обучающиеся 10-11кл прошедшие курс «Семья – снова будущего». Обе группы респондентов отвечали на вопросы анкеты с выбором одного или нескольких ответов.
Из данного исследования можно сделать следующие выводы.
Обе группы в решении важных вопросов опираются на свой ум, хотя обучающиеся так же отметили и чувства, и внешние обстоятельства. Наибольшую ценность у обучающих 7 классов занимают «материальные ценности», после прохождения курса этот факт конечно, то же в фаворитах, но еще возникли ценности: «дети» и «отношения между близкими», «реализация творческих проектов». Главой семьи ребята седьмого класса видят маму, после участия в проекте ребята понимают ценность обоюдного решения вопросов в семье. Образ «Счастливая семья» перед прохождением проекта у детей сопряжена с понятием материально обеспеченная, по истечению времени появились у ребят 10-11кл ценности: «взаимоотношения, построенные на согласии и любви», «дети». Продолжительность семейного союза зависит у обучающихся 7 кл от «развития любви и взаимопонимания», со временем у ребят во внимание пришли понятия «материального обеспечения», «крепости изначальных чувств», «понимание друг друга», «наличие детей», «развитие любви и позитивных взаимоотношений».
Видно, как авторитет семьи падает с годами, так на вопрос «Хотели бы вы, что бы ваша семья была похожа на родительскую?» ответ «да», среди школьников 7кл. отсутствовал, значит нет у ребят достойного количества образцов гармоничных отношений. Абсолютное большинство ребят считают, что нужно специально готовить человека к созданию семьи путем обучения семейным ценностям.
Поэтому занятия проекта «Семья – основа будущего» строятся в ключе передать знания о том, что такое семья, как «работают» отношения, какие ошибки обычно делают люди и как их можно избежать, что думали про семью и про отношения давно, а как принято считать сейчас, в чем сильные стороны разных точек зрения.
Заключение.
Нет «готового» знания в этой области, которое можно просто передать, как формулу в алгебре. У каждого учителя есть свои мнения, методики, поэтому задачей проекта «Семья- основа будущего» является не столько передача некоторых знаний и умений ребятам, сколько воздействие на их пока еще неустойчивые жизненные установки, на их отношение к проблемам межличностных отношений мужчины и женщины, к проблемам семьи и брака.
От нас, взрослых: родителей и педагогов напрямую зависит будущее наших детей, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания. Поэтому введение курса проекта «Семья- основа будущего» в образовательную практику является необходимым и своевременным, который нужно вести, соблюдая психолого- педагогические основы преподавания курса.
Литература
1. Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников, Саратов, 2016
2. Кривцова С.В. МухаматулиниЕ.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками, Москва, 2004
3. Реан А.А., Коновалов И.А. Семьеведение. Основы семейной жизни. Москва, 2019
4. Минич О.А. Хаткевич О.А. Психология добрачных отношений, Минск, 2007
5. Методические рекомендации по проведению занятий для девушек «О женской гигиене и здоровье», Дрофа, 2019
6. Муратова Е.Е. Трофимова Е.В. примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семьеведение. ФГБОУ ВО БГПУ им М.Акмуллы , 2019
7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе Москва, 2013
8. Тимирьянова Л.Н Методические рекомендации по преподаванию курса «Семьеведение» для обучающихся 8 классов, ГАУДПОИРО РБ, 2019
9. Щеркова Н.Е. Классный час Поговорим о жизни,Москва, 2005
. Приложение.
Философская гостиная
«Что такое счастье?»
Цель: пригласить детей к размышлению о том, что такое счастье.
Задачи:
1. Сформировать представление о содержании понятия «счастье».
2. Учить детей замечать окружающий мир и радоваться ему, оптимистично воспринимать жизнь.
3. Формировать навыки коллективной работы и толерантного отношения друг к другу.
Разработано для учащихся8-11 классов
Оформление места проведения: плакаты с изображением солнца, рисунки с изображением разного эмоционального состояния, высказывания, стихотворение о счастье.
Методическое оснащение: памятки с высказыва¬ниями, пословицами о счастье.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, маркеры, фломастеры, линейки.
Музыкальное сопровождение: песня «Мы желаем счастья Вам».
План проведения мероприятия.
1.Вводная часть.
1. Упражнение - энергизатор « Я работаю сегодня так ...».
2. Знакомство участников с правилами работы на тренинге.
3 Упражнение «Конверт суждений».
4. Актуализация представления детей о понятии «счастье».
2.Основная часть.
1. Беседа.
2. Упражнение «Моя эмоциональная жизнь».
3. Рефлексия.
4. Продолжение беседы.
5. Создание образа «Счастливого человека»
6. Разработка модели «Счастье»
3.Заключительная часть.
1. Упражнение «Подарки жизни».
2. Подведение итогов работы, рефлексия.
3. Совместное исполнение песни «Мы желаем счастья вам».
Ход мероприятия
РАЗОГРЕВ
Упражнение - энергизатор « Я работаю сегодня так ...».
Инструкция. Покажите ладошками свою готовность работать сегодня в группе: обе ладони к ведущему - готов работать; обе к себе - пока не трогайте, я присматриваюсь; первые 10 минут меня не тревожить - одна ладонь в круг, другая к себе.
Ведущий приветствует своими ладонями участников группы. Обсуждение правил работы на тренинге в группе (прием правил, голосование индивидуальное).
Работа в группе отличается от простого разговора тем, что происходит по определенным правилам. Для чего нужны правила?
1. Чтобы все мы чувствовали себя комфортно.
2. Чтобы мы могли легко и свободно выражать свое мнение и не опасались, что эти слова повредят нам самим или кому-нибудь ещё.
3. Чтобы каждый мог получить право высказываться.
4. Чтобы занятие не затягивалось.
Вот какие правила я вам предлагаю.
• все, что происходит, и все, о чем говорится на нашем занятии, касаться только нашей группы и вне группы не распространяется;
• никого не судить, не приклеивать ярлыков, не давать кличек, не бояться удивляться новому в себе и в других;
• сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу;
• стараться думать о том, что происходит на занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе занятия, запоминать наиболее значимые для себя упражнения и их результат.
Упражнение «Конверт суждений».
По кругу пускается красочно оформленный конверт, в котором находятся зaготовленные ведущим вопросы или незаконченные предложения. Каждый участник достает себе вопрос и отвечает на него. Упражнение позволяет гибко вести разговор: наиболее важный вопрос можно пустить по кругу; ответив на вопрос участник может переадресовать его другому, чье мнение ему интересно; можно заменить свой вопрос (взять из конверта другой), если не хочется отвечать на данный вопрос. Например, описывая себя, нужно продолжить фразу: «Я словно бабочка в окно ...»; «Я словно раб, когда ...»; «Я чувствую себя слоном, если ... «Я словно стрекоза ...»; «Я как стекло ...»; «Я - ключ ...»; «Я - ураган, когда ... «Я - счетная машинка ...»; «Я могу быть ветерком, потому что ...»; «Я - бесконечность, если ...»; «Я - лабиринт ...»; «Я словно скала, если...» «Я, весенний дождь, если….», «Я радуюсь, если…..»и т.д.
Жизнь — поток нейтральных событий, таких же, как рост дерева или взрыв вулкана. И только после наших интерпретаций события приобретают то или иное значение — положительное или отрицательное. Человек всегда стремится к положительному. Если попытаться найти одно-единственное слово, выражающее как самое главное, что любому человеку надо, слово- это будет «счастье»
«Счастье - это когда тебя понимают», - сказал один из героев кинофиль-ма «Доживем до понедельника». Так что же такое счастье? Сегодня наша фи¬лософская гостиная посвящена этой теме.
Что такое счастье? С одной стороны, это знают все, с другой этого не знает никто. В любом сборнике изречений знаменитых людей этому посвящены целые разделы.
Высшая степень радости, наслаждения, удовлетворения. Чтоб исполнились самые главные и сильные, заветные желания и мечты. Чтоб все было так, как хочется. В счастье человек расцветает, глаз на губах улыбка, дело в руках спорится, он большой оптимист. Жизнь прекрасна! К этому любой стремится. Ради этого стоит жить. Но может ли счастье быть бесконечным? Освободившись от отрицательных эмоций, человек необязательно становится счастливее. Он грустит, так как чувствует, что его жизнь опустела, обеднела. Вместе с отрицательными эмоциями исчезла и часть положительных эмоций.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ»
Инструкция. Разделите лист бумаги на две части горизонтальной чертой. Вверху поставьте максимальный плюс, внизу — максимальный минус. Поделите горизонтальную линию на годы жизни от момента, когда вы себя помните. Это может быть три года, пять... и до момента, который вы хотите пережить в своем воображении. Это может быть сегодняшний ваш возраст или возраст в будущем, теперь проследите свою эмоциональную жизнь по периодам. Вспомните любые пришедшие в голову отрицательные переживания и поставьте возраст, когда это было. Вспомните положительные, счастливые переживания и тоже поставьте возраст, когда это было, Отметьте крестиком, звездочкой или кружочком. Причем, силу своих эмоциональных переживаний тоже отразите на вертикальной линии. В качестве примера приведем картинку выполнения упражнения одним из участников:
Максимальные положительные
Максимальные отрицательные
Для руководителя. Необходимо проследить, чтобы основа графи¬ка была совершенно одинакова. Или раздать заготовки, на которых ребята будут творить каждый свою эмоциональную жизнь. Можно предложить ребятам раскрасить положительные эмоциональные переживания красным цветом, отрицательные — синим. Или по вы¬бору участников любым другим.
Продолжение упражнения. Измерьте линейкой длину линии от + до —. Какое расстояние получилось? У кого самая длинная линия? У кого самая короткая? Средние?
Рефлексия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ. Чем шире размахи линии, чем чаще зубцы, чем больше общая длина, — тем больше прожил человек, полнее, богаче. Необходимо подчеркнуть ребятам, что при помощи этого упражнения мы изучали эмоциональную жизнь человека. Эмоциональная жизнь вовсе не равняется физической жизни. Эмоциональная жизнь может быть очень длинной, а физическая — короткой, и наоборот. Целесообразно вспомнить жизнь великих: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского... Можно объяснить, что чело¬веку для полноты счастья необходимо испытать и положительные, и отрицательные эмоции. Потому что и то и другое — жизнь, и то и другое необходимо испытать нервной системе. Иначе почему на свете так много людей, которые имеют все, что, казалось бы, надо для счастья, а не счастливы? Ведь есть сознательные стремления, а есть бессознательные. Сознательно человек рисует себе картины счастья, благополучия и стремится к нему, а подсознательно стремится к страданию. Потому что нервной системе необходимо испытать все. Жизнь из горя и счастья пополам, как давно замечено, гораздо полнее, чем сплошное благоденствие. Человек всегда найдет повод для страдания. От большого горя до большого счастья один шаг: они соседствуют очень близко. Можно наглядно показать это, свернув график в цилиндр. Получится примерная картинка полноты жизни
ВРЕМЯ
РЕФЛЕКСИЯ
Итак, любое явление, продолжаясь, в конце концов переходит в свою противоположность, как бы перелезая с положительной стороны на отрицательную. Например, ты помогаешь человеку — это хорошо. Но если ты будешь помогать ему больше и больше, то погубишь его, превратишь в несамостоятельного иждивенца, паразита, живущего твоим трудом, твоей волей — это уже плохо. Хорошее несёт в себе скрытое плохое и наоборот. Именно об этом было сказано когда-то: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Обсуждение. Приведите свои примеры.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ
Любое явление имеет свою противоположность. Где бы мы ни поставили точку на одной половине цилиндра, — ей соответствует такая же точка на другой половине. Например, у листа бумаги всегда две стороны — одна без другой не существует. У магнита всегда два полюса, магнит с одним полюсом невозможен. Где есть верх, там есть и низ, твердое и мягкое, сильное и слабое, плюс и минус, черное и белое. И так далее.
Все в мире делится на противоположности, каждая вещь, каждое явление в мире имеет оборотную сторону. Счастье — страдание. Дуальные пары имеют в нашей жизни огромное значение. Суть этого восприятия мира прекрасно передали китайцы много тысячелетий назад. Это знаменитая китайская монада.
Обсуждение.
Продолжение беседы. Самый главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что наш мир двойственен, состоит все¬го из двух начал. Счастье невозможно почувствовать, не зная, что такое страдание. Именно это имеют в виду белый и черный цвета: в нашем мире существуют всего два противоположных начала, поддерживающих друг друга и одновременно отрицающих, борющих¬ся друг с другом. Одна половина попеременно опирается на другую. Одна половина существует только потому, что существует другая, поэтому они едины. Они ослабляют друг друга, потому что все-таки существуют раздельно, они — разные, между ними всегда идет борьба. В результате этой борьбы одно из начал попеременно берет верх над другим. Вселенная существует и развивается благодаря единству и борьбе этих начал.
Так что же есть счастье? Только не богатство, почести, не ка¬кие-то условия жизни. Ведь в одинаковых условиях один может быть счастлив, другой — несчастен. Счастье — это не то, что человек имеет, а то, что он испытывает. Счастье — это сильнейшее прият¬ное ощущение. Человек испытывает наслаждение от достижения трудной цели, от осознания своей победы, от совершенного открытия. От красоты природы. От людской благодарности и признания. От своей значительности и свободы.
А как быть счастливым? Как испытать это наслаждение?
Необходимо ходить по путям своего сердца. Ничего не бояться. Быть храбрым и честным. Не жертвовать своими убеждениями, не поджимать хвост. Самое главное умение — это умение радоваться жизни. Нужно постоянно стараться обращать внимание на хорошие стороны жизни, научиться принимать жизнь, как подарок природы.
Поздравляя друг друга, мы обязательно желаем счастья. И сегодня каждый из присутствующих постарается вывести свою формулу счастья, построить модель человеческих ценностей.
Учащиеся на заготовках-солнышках пишут, что для них является составной частью слова «Счастье».
Школьники отвечают на вопрос руководителя: какими словами вас можно сделать счастливыми?
По окончании индивидуальной работы идет обсуждение каждой индивидуальной модели «счастья», и дети создают общую модель этого понятия.
Затем дети выстраивают пирамиду ценностей и потребностей на основе полученной модели «Счастье».
Обсуждаются вопросы:
Какие проблемы могут затмить наше счастье?
Как их можно разрешить?
К кому, в случае возникновения проблемы, можно обратиться за помощью? Дети записывают проблемы, затем идет обсуждение вариантов решения проблем. Раздается «Памятка» учащимся и буклет с рекомендациями и адрсами центров, где ребенок может получить поддержку, консультации.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОДАРКИ ЖИЗНИ»
Инструкция. Представьте себе, что вы сидите в парке на скаме¬ечке. Солнце светит ярко, все спокойно и мирно. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, вы восприимчивы ко всему, что происхо¬дит. Вот издалека идут люди и несут разные свертки, перевязанные лентами. Эти люди подходят к вам и вручают подарки. Вы принима¬ете эти подарки, рассматриваете их, благодарите каждого, кто их приподнес.
Рефлексия.
Обсуждается умение принимать от жизни все подарки: и прият¬ные в виде огромных букетов роз, и неприятные в виде «змеи в ко¬робочке». Кто хочет счастья, тот не должен бояться горя. Умение радоваться неотделимо от умения страдать, потому что в основе того и другого лежит способность остро чувствовать. Привычка снижа¬ет чувство. И счастье приедается. Необходимо разнообразие. Нерв¬ная система, стремясь к свежести и остроте чувств, всегда перехо¬дит от положительного ощущения к отрицательному и обратно. От большого счастья люди могут плакать, а от большого горя —смеяться в истерике. От большого счастья можно умереть, если сердце не выдержит большой нервной нагрузки
В заключение работы дети анализируют высказывание Ф. Па «Обычно счастье приходит к счастливчику, а несчастье к несчастному» Анализируя эти слова, ребята создают образ счастливого человека-неудачника, делают вывод, что счастье - в руках каждого, и от быть счастливым зависит их дальнейшая жизнь.
Что такое счастье? Я могу ответить:
Это когда звезды зажигают вечер.
И когда рубаха прилипает к телу
И когда от солнца кожа задубела.
Что такое счастье? Молодым умом
Постигать науки на пути земном.
Верить в человечность, коль придет беда,
Чуткость и сердечность проявлять всегда.
Совместное исполнение песни «Мы желаем счастья вам».
Мероприятие
«Семейные ценности».
Актуальность
Чувство Родины начинает формироваться у обучающихся с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ученик, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у детей сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. В суматохе будней подростки не успевают уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Большое значение имеет воспитание у детей бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Цель:
Формировать представление о значении семьи и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
• Повышение престижа семьи;
• Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
• Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Ход мероприятия.
Звучат стихи на фоне песни « Родительский дом»
Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это важное слово,
Об этом вам скажет каждый,
Семья – это солнце светит,
Семья – это звёзды на небе,
Семья – это всё любовь
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!..
Слово семья греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Сколько в семье загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить на два слова: «семь» и «я». Тогда оно будет говорить нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, характером. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Сегодня поговорить о крепкой, дружной и здоровой семье собрались за круглым столом наши учащиеся и специалисты разного уровня. Позвольте их представить:
специалисты по социальной работе Отделения в Стерлитамакском районе Межпрайонного центра «Семья» Банат Маратовна Исмагилова и Светлана Рифовна Баимова,
фельшер Отрадовского фельшерско- акушерского пункта Эльвира Римовна Мухамадиева
социальный педагог Шарко Светлана Николаевна
завуч школы по воспитательной работе Елена Владимировна Юсупова
заведующая межпоселенческой центральной детской библиотеки Файрузова Фануза Исмагиловна
Знакомство с результатами анкетирования.
В каждой семье существуют разные традиции. Каждая семья создаёт свои традиции, и они передаются из поколения в поколение. Молодая семья строится не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих близких
Перед мероприятием было проведено анкетирование.
Закончи предложение, напиши фразу или слово
№ Незаконченное предложение Ответы обучающихся
1. Семья для меня –это.. для меня самое главное, дом, где меня поймут и поддержат, мои родители, место ,где мне хорошо
2. Счастье в семье, это когда… все дома, все здоровы, когда у вех все хорошо
3. Лидер в семье тот, кто.. больше зарабатывает, принимает решения, берет ответственность за всех и все происходящее
4. У нас есть семейная традиция… ходить в баню, ужинать вместе, отмечать пасху, собирать лесные ягоды.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены и окно.
Даже не стулья за столом,
Это не дом, это не дом.
Дом, это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым, еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом –
это твой дом, это твой дом.
В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми – это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья – это фундамент, который является основой всей человеческой жизни
С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у
Фото проекта