Ульянова Ольга Юрьевна
Автор проекта
Дата рождения:
06 октября 1970г.
Место жительства:
Тверская область, Тверь
Организация:
Частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" г. Тверь
Должность:
главный врач
Сферы интересов:
#Женское здоровье, #ЗОЖ, #Просветительская деятельность
Социальные сети:

Проекты участницы

Эмоциональный интеллект, как предиктор здорового образа жизни

Суть проекта

Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для поддержания здорового образа жизни на основе повышения уровня эмоционального интеллекта, снижения выраженности синдрома профессионального выгорания и улучшения микроклимата в медицинской организации. Проект направлен на сохранение эмоционального здоровья медицинских работников, на примере повышения уровня эмоционального интеллекта и снижения выраженности синдрома профессионального выгорания и улучшение состояния микроклимата в коллективе. Цель проекта: Изучение влияния уровня эмоционального интеллекта медицинских работников, как предиктора здорового образа жизни на выраженность синдрома профессионального выгорания и состояния микроклимата в медицинской организации. Научная новизна проекта: 1. Проведено комплексное сравнительное исследование состояния эмоционального интеллекта у медицинских работников, как одного из проявлений здорового образа жизни. 2. Изучены проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников. Определена удовлетворенность микроклимата в коллективе медицинской организации. 3. Выявлена корреляционная зависимость между уровнем эмоционального интеллекта у медицинских работников и выраженностью синдрома профессионального выгорания и состоянием микроклимата в коллективе. Чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем меньше проявления синдрома профессионального выгорания. 4. Впервые установлено, что проведение профилактических мероприятий в виде тренингов по эмоциональному интеллекту, значительно повышает уровень эмоционального интеллекта у сотрудников медицинской организации, снижает проявления синдрома профессионального выгорания и увеличивает удовлетворенность микроклиматом коллективом. Практическая значимость: 1. Полученные результаты позволяют улучшить состояние эмоционального здоровья у медицинских работников, как важного аспекта здорового образа жизни. 2. Результаты исследования могут использоваться при составлении про-грамм профилактики синдрома профессионального выгорания и повышения уровня эмоционального интеллекта, а также состояния микроклимата в коллективе. 3. Проведение тренингов по эмоциональному интеллекту в медицинской организации способствует повышению эмоционального здоровья, стрессоустойчивости, медицинских работников. Методы исследования Данный научно-практический проект проводился в период с 2020 г по 2023 г. на базе ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Тверь, ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Кандалакша». В проекте приняли участие 140 врачей различных специальностей (терапевты, хирурги, неврологи, офтальмологи, психиатры, дерматологи, оториноларингологии) поликлиники и круглосуточного стационара, работающих в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Тверь, и поликлиники ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Кандалакша» в возрасте от 25 до 70 лет (средний возраст - 41±4,24 год), и 200 средних медицинских ра-ботников обоих медицинских организаций. В основную группу вошли 100 врачей и 150 средних медицинских работников, средний возраст 39,57±11,05 лет, стаж работы 18,31±10,28 лет). С целью профилактики дальнейшего развития синдрома профессионального эмоционального выгорания, повышения эмоционального интеллекта и удовлетворенности микроклиматом в коллективе с медицинскими работниками данной группы был проведен тренинг по развитию эмоционального интеллекта состоящих из 2-х занятий по 4 часа каждое. Контрольную группу составили 50 врачей и 50 средних медицинских работников, средний возраст 49,57±11,05 лет, стаж работы 21,31±10,28 лет). С медицинскими работниками данной группы тренинги не проводились. Группы были сопоставимы по возрасту, полу и длительности стажа работы в медицине. С целью изучения синдрома профессионального выгорания использовались специально разработанные шкалы: - Опросник «Профессиональное выгорание» Маслач-Джексон (22 утверждения), - Шкала диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (84 утверждения) Уровень эмоционального интеллекта изучали с помощью теста эмоционального интеллекта Д. Люсина, состоящего из 46 утверждений. Состояние микроклимата в коллективе определяли с помощью шкалы психологического микроклимата в коллективе по 14 утверждениям. Тренинг по развитию эмоционального интеллекта проводился в 2-х дневном режиме с использованием корпоративного тренинга Тестирование по предложенным опросникам проводилось до проведения тренинга и после на 30 день. Результаты исследования Диагностика синдрома профессионального эмоционального выгорания проводимая по опроснику «Профессиональное выгорание» Маслач-Джексон не выявила достоверных различий средних значений между основной и контрольной группами по шкалам: эмоциональное истощение (emotional exhaustion; р=0,327, F=l,102), деперсонализация (depersonalisation; р=0,272, F=l,144) и профессиональная эффективность (personal accomplishment; р=0,007, F=l,402). Однако анализ результатов по опроснику «Профессиональное выгорание» в структуре всех включенных в исследования показал, что по шкале «эмоциональное истощение» 17,73% врачей имели высокий уровень, 40,90% - средний и 41,37% - низкий уровень эмоционального дефицита. По шкале «деперсонализация» 10% имели высокий уровень, 29,09% средний и 60,91% низкий уровень деперсонализации. И по шкале «профессиональная эффективность» 23,64% врачей имели высокий уровень, 25% средний и 51,36% - низкий уровень профессиональной активности. Полученные результаты подтверждаются методикой В.В. Бойко «Уровень эмоционального выгорания». Синдром профессионального эмоционального выгорания диагностирован в 37,5% случаев. Доминирующим в данной выборке являлись симптомы: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» - 36,6%, «Расширение сферы экономии эмоций» - 56,7%, «Эмоциональный дефицит» - 56,7%, «Редукция профессиональных обязанностей» - 62,5%. Корреляционный анализ полученных результатов выявил положительную связь между показателями уровня эмоционального интеллекта и профессионального эмоционального выгорания (R=0,0015, р=0,8) как в основ-ной, так и контрольной группе. Врачи, у которых синдром выгорания был обнаружен по двум шкалам, имели достоверно более низкий уровень эмоционального интеллекта (по шкале эмоционального интеллекта Д. Люсина, р

Целевая аудитория

Медицинские работники: врачи более 500 тысяч, средний медицинский персонал – более 1 миллиона.

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

В рамках проекта было проведено 18 тренингов по развитию эмоционального интеллекта в два этапа с привлечением 140 врачей и 200 средних медицинских работников. Проведено тестирование по изучению уровня эмоционального интеллекта до проведения тренинга и после. Изучалась степень выраженности синдрома профессионального выгорания и состояния микроклимата в учреждении. Выявлена тесная отрицательная корреляция между уровнем эмоционального интеллекта среди медицинских работников и степенью выраженности синдрома профессионального интеллекта. Чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем меньше проявления синдрома профессионального выгорания и выше степень удовлетворенности микроклиматом в коллективе. Уровень эмоционального интеллекта со среднего до высокого повысился у 80% медицинских работников, Удовлетворенность микроклиматом в коллективе составила 90%.

Реализация проекта

Проект реализуется с 2020 года в формате тренингов в ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» г. Тверь, ЧУЗ «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Кандалакша», ЧУЗ "РЖД-Медицина" г. Елец". В проекте участвовали 140 врачей и 200 средних медицинских работников.