Матвеева Ирина Владимировна
Автор проекта
Дата рождения:
28 июля 1987г.
Место жительства:
Ульяновская область, Новая Малыкла
Организация:
ОГБУ СО КЦСО "Доверие " отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодых инвалидов «Равенство» Новомалыклинского района
Должность:
учитель-логопед
Сферы интересов:
#Демография, #Женское здоровье, #Здоровье детей, #Просветительская деятельность, #Технологии для здоровья
Социальные сети:

Проекты участницы

Инклюзивная театральная студия "Веселая семейка"

Суть проекта

Инклюзивная театральна студия "Весёлая семейка" — это особое место, где каждый участник находил свою сцену, где мог быть собой, выражая эмоции, мечты и внутренний мир через искусство. Здесь ребята открывали новые грани своих возможностей, преодолевали барьеры и учились жить в гармонии с собой и окружающими.
«Весёлая семейка» – это инклюзивная театральная студия с объединенными группами детей с родителями, волонтерами. В ней принимали участие дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, родители, здоровые дети, волонтеры, в том числе «серебряные» волонтеры. Программа занятий была рассчитана на 1 года 8 месяцев и предполагала проведение занятий 2 раза в неделю во второй половине дня. В летнее время и в период детских каникул занятия проводились в первой половине дня. Продолжительность занятий составляет не более 1 часа. Наполняемость группы – 10 - 15 человек - это обусловлено тем, что занятия носили как индивидуальный, так и групповой характер (в том числе работа в парах и малых подгруппах). Репетиционный процесс строился в соответствии с возрастными, психологическими, физическими возможностями и особенностями участников, что предполагало возможную корректировку времени и режима занятий.
Работы инклюзивной театральной студии «Веселая семейка» включала в себя несколько разделов:
- раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
- раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
- раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику воспитанника нравственного развития и возможную его корректировку.
Использовались следующие формы проведения занятий: беседа, консультация, мастер-классы и тренинги, творческие встречи и посиделки, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, экскурсии, конкурсы, фестивали, праздники, репетиции, спектакли.
Сценические постановки помогали участникам обрести уверенность в себе, справиться со страхами и комплексами, а также выразить то, что трудно передать словами. Для этого регулярно использовались индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации, способствующие развитию юных артистов, позволяющие глубже понять персонажей, обогатить их исполнение. Ключевым элементом этих бесед являлось обмен мнениями, который стимулировал креативное мышление и позволял каждому участнику внести свои идеи, обеспечивая более глубокое погружение в мир искусства.
Особое внимание уделялось работе в коллективе, развитию социальных навыков и умению общаться. Через различные сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, творческую импровизацию дети осваивали навыки коммуникации и взаимодействия, учились понимать других людей и находили общий язык даже в самых сложных ситуациях. Участники учились слушать и слышать друг друга, поддерживать и помогать товарищам, создавая атмосферу дружбы и взаимопонимания. Импровизационные игры и совместная подготовка к спектаклям способствовали укреплению доверия между участниками и воспитывали чувство ответственности за общее дело.
С помощью педагогов участники театральной студии погружались в технику импровизации, изучали различные стили театра, а также осваивали основы сценического движения.
В уютной атмосфере, творческих встреч и театральных посиделок каждый ребенок смог раскрыть свои таланты и почувствовать себя частью большого театрального мира.
Проводились мастер-классы по театральному и декоративно-прикладному искусству, где каждый мог проявить свою творческую индивидуальность и научиться новым навыкам.
На репетициях ребята погружались в удивительный мир театра, где они могли перевоплощались в разных персонажей, пробовать себя в различных ролях и жанрах. Актерское мастерство, сценическая речь, пластика и танец — всё это помогало развивать координацию движений, улучшать дикцию, тренировать память и воображение.
Финальным аккордом стали яркие выступления, которые дарили радость не только зрителям, но и самим участникам. Ведь именно на сцене они почувствовали себя настоящими артистами, способными покорять сердца своей игрой и вдохновлять окружающих. Кроме того, участие в театральных постановках даёт шанс показать свои таланты широкой аудитории, почувствовать себя важными и нужными, ощутить радость успеха и признания.
Для укрепления идеи инклюзии прошел межрегиональный инклюзивный фестиваль, который стал платформой для взаимопонимания и поддержки, в котором каждый участник, независимо от физических или интеллектуальных особенностей, смог продемонстрировать свои таланты.
Таким образом, инклюзивная театральная студия — это не просто место для творчества, это школа жизни, где дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья находят друзей, обретают веру в себя и учатся видеть красоту мира вокруг.

Целевая аудитория

Получатели социальных услуг отделения по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодых инвалидов по Новомалыклинскому району «Равенство» ОГБУСО КЦСО «Доверие», родители (и иные законные представители), серебряные волонтеры и волонтеры Новомалыклинского района

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Практика реализации проекта может широко внедряться с целью социализации детей с инвалидностью, привлечения внимания общества к проблемам людей с инвалидностью, вовлеченностью их в активные социальные действия
Методические разработки и информация о проекте размещены на сайте Учреждения и на официальных страницах специалистов в социальных сетях, а так же на образовательных он-лайн платформах: «Инфоурок», «ИнтОлимр.org», «Учебные презентации», «Видеоуроки.net».
Разработаны информационные материалы, оформленные в виде буклетов.

В результате реализации практики наблюдается положительная динамика и достижение качественных результатов в следующих направлениях:
- повышение уровня социальной активности всех участников проекта;
- развитие взаимных дружеских отношений;
- развитие творческого потенциала всех участников проекта;
- установление наиболее тесных контактов между участниками проекта;
- освоение добровольцами новых методов работы с детьми с ОВЗ;
- приобщение детей с ограниченными возможностями к культурной жизни.

Реализация проекта

Итоговый открытый спектакль стал кульминацией проекта, предоставляя уникальную возможность для зрителей увидеть результаты работы и взаимодействия всех участников. Это был не только творческий показ, но и площадка для обсуждения, где каждый высказывал свое мнение и предложения.
В рамках итоговой информационной кампании проводилось освещение события в медиа: публикации в ведущих СМИ, информационных порталах и социальных сетях.
Были использованы разнообразные форматы контента: от текстовых отчетов до видеороликов, чтобы донести до широкой аудитории важность и результаты проекта.
Публикация материалов проекта на профессиональных интернет-ресурсах позволит получить необходимую обратную связь и внимание широкой аудитории, что способствует признанию работы студии
Анкетирование участников и их родителей помогло собрать обратную связь и оценить восприятие проекта.
По итогам анкетирования родителей и участников инклюзивной театральной студии выявлен ряд ключевых потребностей и перспектив развития. Родители высоко оценили положительное влияние занятий на социализацию детей, развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки, подчеркнуты важность индивидуального подхода к каждому участнику и создания благоприятной, поддерживающей атмосферы. Участники студии выразили заинтересованность в расширении репертуара, освоении новых театральных техник и участии в более масштабных проектах.
Эти результаты не только подтверждают правильность использованных приемов, но и открывают новые горизонты для дальнейшего развития.
Мониторинг и анализ реализации проекта позволили нам оценить его эффективность и выявить ключевые моменты, которые требуют улучшения. Систематизированные данные о проведённых мероприятиях и взаимодействии участников помогут в будущем скорректировать стратегии и подходы, обеспечивая устойчивое развитие. Такой комплексный подход обеспечит видимость и значимость проделанной работы в обществе.