Бурцева Ольга Николаевна
Автор проекта
Дата рождения:
15 октября 1985г.
Место жительства:
Ханты-Мансийский Автономный округ - ЮГРА, Мегион
Организация:
БУ «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»
Должность:
Заведующий отделением
Сферы интересов:
#Здоровье детей
Социальные сети:
—
Проекты участницы
Программа комплексной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития «Первые шаги к успеху»
Суть проекта
Содействие оптимальному формированию и развитию психического здоровья детей младенческого и раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таковых; нормализация жизни семьи посредством повышения компетентности ее членов и социализации ребенка в обществе, через решение следующих задач:.
1. Организация межведомственного взаимодействия с целью своевременного выявления детей раннего возраста с отставанием в двигательном, когнитивном, коммуникативном и социально-эмоциональном развитии, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений;
2. Осуществление комплексной оценки основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания), определение состояния его психического и физического здоровья, выявление основных потребностей и ресурсности ребенка и семьи;
3. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы предоставления реабилитационных услуг;
4. Сопровождение ребенка и его семьи в соответствии с разработанной программой;
5. Систематическая оценка динамики психофизического развития ребенка и функциональности семьи, своевременная корректировка мероприятий программы.
Целевая аудитория
Несовершеннолетние в возрасте от 0 до 3 лет (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети раннего возраста, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка);
- родители (законные представители).
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
1. Создана и реализуется эффективная модель межведомственного взаимодействия, направленная на раннее выявление ребенка с особенностями развития, информирование родителей о возможности получения услуг ранней помощи;
2. Реализован комплекс мероприятий, направленных на диагностику и реабилитацию 133 детей раннего возраста от 0 до 3-х лет, с особенностями развития в полном объеме;
3. Разработано и реализуется 133 индивидуальных программ ранней помощи, что составляет 100 % от заявленных участников программы.
3. Организовано эффективное психолого-педагогическое сопровождение 126 семей, имеющих 133 детей раннего возраста с особенностями развития;
4. Повысился уровень компетенции у 97 % родителей, осуществляющих развивающий уход за детьми раннего возраста с проблемами развития в домашних условиях;
5. Коэффициент эффективности реализации мероприятий программы составляет 96 %;
6. Положительный социальный эффект:
- улучшены познавательные и когнитивные процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение) - 100 % участников программы;
- сформированы базовые умения и навыки в соответствии с возрастом - 100 % участников программы;
- улучшилось произношение отдельных звуков и слов - 100 % участников программы;
- улучшилась импрессивная и экспрессивная речь - 93 % участников программы;
- улучшились показатели мелкой и крупной моторики - 97 % участников программы
Родители (законные представители):
- активно включены в коррекционно-развивающий процесс - 100% участников программы;
- улучшение психо-эмоционального состояния - 100 % участников программы;
- удовлетворены ролью родителя, воспитывающего ребенка с особенностями - 100 % участников программы;
- применяют полученные рекомендации в постреабилитационный период - 100 % участников программы.
Сформировано единое партнёрское сообщество «Семья-Ребёнок-Специалист» в 100% случаев участников программы.
Реализация проекта
Реализация программы на территории муниципального образования город Мегион начата в 2019 году, по состоянию на 20.02.2023 в реализации задействованы 76 семей и 81 ребенок раннего возраста.
Взаимодействие с семьей как правило происходит на ранних этапах выявления отклонений в развитии ребенка. По согласованию с родителями информация о необходимости работы с семьей поступает в Службу ранней помощи из медицинского учреждения города. И на этом этапе активно в работу с родителями включается психолог, именно он формирует мотивационную составляющую принятия и преодоления возникших трудностей.
В ходе взаимодействия с семьей и специалистами собирается анамнез преднатального и постнатального периода, осуществляется комплексная диагностика ребенка, определяется уровень ресурсности семьи, намечается порядок действий работы с семьей и ребенком, разрабатывается подробная программа, подразумевающая постоянное мониторирование продуктивности выбранных мероприятий.
В ходе работы с семьей и ребенком широко используются инновационные, доказавшие свою эффективность техники и приемы коррекционно-реабилитационной работы с детьми, такие как: «Волшебный мир МАРБЛС», «Су-джок терапия в работе с детьми раннего возраста», «Фрутокрышки», «Мир на кончиках пальцев», применяются методы сенсорной интеграции, технологии «Лэпбук – книга на коленях», программы «Умница с пеленок», «KoroBoom».
Особое внимание и значительная часть времени уделяется работе по формированию адекватной родительской позиции принятия ребенка с особенностями в развитии, основной упор в этом направлении делается на формировании ценностных ориентаций семьи в коррекции психофизического развития ребенка.
Важной составляющей достигаемой динамики в развитии детей раннего возраста является использование в работе инновационного интерактивного оборудования «Лекотека». Возможность многофункционального применения этого оборудования и постоянное профессиональное развитие специалистов является залогом достижения положительных результатов.