Шевченко Элиза Михайловна
Автор проекта
Дата рождения:
17 октября 1995г.
Место жительства:
Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск
Организация:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ» (ГБУ «ЮСДИ»)
Должность:
инструктор по физической культуре
Сферы интересов:
#Демография, #Женское здоровье, #Здоровье детей, #Здоровье старшего поколения, #ЗОЖ
Проекты участницы
"Свои правила: победа над собой и своими возможностями"
Суть проекта
Практика "Свои правила" - это программа занятий для пожилых граждан - инвалидов - колясочников, которая направлена на сохранение физического и когнитивного здоровья, занятия по АФК помогают компенсировать физические и интеллектуальные способности, способствуют повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека.
Целевая аудитория
Получатели социальных услуг ГБУ "ЮСДИ" (граждане пожилого возраста - инвалиды - колясочники, -сохранившие способность к самообслуживанию или частично её утратившие, не имеющие медицинских противопоказаний).
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
Качественный показатель: проведение анкетирования получателей социальных услуг, ведение индивидуальной карты наблюдения.
• 42% частичное восстановление движений конечностей после инсульта;
• 67% анкетируемых отметили улучшение когнитивных функций: памяти, внимания, психо - эмоциональной сферы;
• 55% - уменьшение головной боли в течение дня, улучшение сна;
• 78% - уменьшение частоты головокружений при физической активности;
• 31% - нормализацию артериального давления и пульса;
• 52% - преодоление психологических комплексов неполноценности, понижение показателей пассивности, тревожности, депрессий;
• 93% отметили, что благодаря АФК их круг общения расширился.
Количественный показатель: За период с апреля 2022 г по февраль 2023 г проведено более 496 занятий по АФК.
Реализация проекта
Занятия по АФК проходят с апреля 2022 г по настоящее время.
За отчётный период проведено более 496 занятий.
Основные направления проведения занятий по АФК:
• занятия, в основе которых лежит получение специфических знаний и обучение разнообразным двигательным умениям и навыкам;
• занятия, направленные на изменение и становление разнообразных физических качеств, координационных способностей и пространственной ориентировки, на коррекцию работы сенсорных систем и психических функций при помощи двигательных действий;
• занятия, корректирующие статико-динамические нарушения опорно-двигательного аппарата, направленные на профилактику соматических (телесных) заболеваний, устранение нарушений сенсорных систем, восстановление и/или компенсацию нарушенных или утраченных функций, а также оздоровление и укрепление основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной и др.);
• занятия, направленные на реабилитацию, компенсацию и профилактику нарушенных болезнью или травмой органов, а также восстановление утраченных функций организма человека;
• занятия, направленные на организацию свободного времени инвалидов через активный отдых и игровые действия.
В комплекс ежедневных занятий по АФК входит:
• разминка;
• занятия на медицинских реабилитационных тренажерах для людей с ограниченной подвижностью;
• разнообразные упражнения по АФК;
• дыхательные практики;
• медитации, релаксации.
Фото проекта
"Физическое воспитание грудного ребенка в семье через фитбол"
Суть проекта
Физическое воспитание грудного ребенка в семье через фитбол.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка грудного возраста, являясь условием его нормального формирования и развития.
Семья во многом определяет характер двигательной активности грудного ребенка. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и родителей в различных ситуациях совместной деятельности.
В физическом воспитании детей грудного возраста следует отдавать предпочтение физическим упражнениям (их комплексам), направленным на развитие двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, адаптированных к применению в домашних условиях. В свою очередь, информирование родителей в области средств и методов физического воспитания позитивно отражается на фи-зическом развитии детей первого года жизни.
Одним из способов физического воспитания является применение фитбола.
Занятия на фитболе - возможность физически развивать детей с самого раннего возраста. Как показали наши исследования, возможности фитбола возрастают, если упражнения используются родите-лями с учетом особенностей роста и развития ребенка первого года жизни:
1-2 месяца - улучшение пищеварения, предотвращение колик;
2-3 месяца - укрепление мышечного каркаса;
3-4 месяца - снятие гипертонуса, развитие мышц ног;
4-6 месяцев - тренировка мышц икр, бедер и спины;
6-12 месяцев - улучшение координации в пространстве, укрепление мышечного корсета.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».
Поэтому большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, в том числе в сфере физической культуры.
Для формирования и развития двигательной системы большое значение имеет первый год жизни ребенка, так как именно в это время закладываются основы произвольных движений на базе безусловных рефлексов. Важно тренировать равновесие и развивать рефлекторный механизм, обеспечивающий функцию сохранения равновесия при сидении, стоянии на четвереньках и коленях, при стоянии и ходьбе.
Для того, чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, рекомендуются применение физических упражнений, естественных сил природы, массажа и закаливающие процедуры.
Систематическое и целенаправленное использование родителями фитбола в физическом воспитании детей грудного возраста создает новые возможности для их полноценного физического развития и организации двигательной активности детей.
Фитбол - мяч для опоры, широко используемый в оздоровительных целях.
Фитбол развивает мелкую моторику, чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, способствует формированию правильного дыхания и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.
Занятия на фитболе - возможность физически развивать детей с самого раннего возраста. Педиатры рекомендуют с первых месяцев жизни использовать его не только для укачиваний, но и для гимнастики.
Самая распространенная проблема малышей - гипертонус. Это нормальное явление, так как до рождения ребенок длительное время пребывал в «скрюченном» состоянии, его руки и ноги были согнуты и плотно прижаты к телу. Данное состояние создает дискомфорт ребенку, а иногда сопровождается болезненными ощущениями. Со временем гипертонус исчезнет сам по себе, но упражнения на фитболе помогают устранить его гораздо быстрее.
Для детей до года фитбол полезен следующим:
• позволяет развить отличный вестибулярный аппарат;
• улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве;
• помогает в лечении гипертонуса;
• ослабляет симптомы колик, за счет расслабления брюшных мышц улучшается пищеварение;
• совершенствует мышцы спины, помогает сформировать правильную осанку;
• успокаивает, так как движения на мяче по интенсивности и амплитуде схожи с перемещением малыша в животе у матери;
• вибрация улучшает внутрилегочное перемешивание газов, что помогает уменьшить отрицательное воздействие гипоксии и улучшить легочное кровообращение;
• лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранения равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов;
• при методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета. В ходе выполнения упражнений также улучшается крово- и лимфообращение в области позвоночника;
• при сидении на фитболе (с 6 месяцев) наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец ритмические ко-лебания распространяются по всему позвоночнику, включая область ос-нования черепа. Это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости.
Медицинские показания к использованию мяча:
• гипертонус любых мышц;
• отставание в физическом развитии;
• дисплазия;
• мышечная дистрофия;
• нарушения пищеварения;
• сильные колики;
• частые капризы, нарушение сна.
Занятия противопоказаны в следующих случаях:
• ребенку не нравится, во время упражнений он начинает капризничать, выворачиваться или хочет спать;
• у ребенка повышенная температура, кашель, насморк;
• пупочная ранка плохо заживает;
• высокая температура, режутся зубки;
• период восстановления после болезни, слабость;
• заболевания опорно-двигательной системы, параличи и парезы (требуется специальный лечебный массаж и комплекс ЛФК);
• гидроцефалия;
• пупочная, паховая грыжа крупного размера (риск защемления);
• врожденные пороки сердца (под наблюдением врача);
• родовые травмы (после консультации и комплекса ЛФК).
Целевая аудитория
Данный проект может быть использован родителями в организации физического воспитания детей грудного возраста в условиях семьи.
«Зрелость» проекта
TEXT
Результаты проекта
На I этапе - проведена оценка физиологической зрелости по шкале В.Апгар (1952 г), анкетирование с целью выявления заинтересованности родителей в физическом воспитании детей грудного возраста.
На II этапе - организован педагогический эксперимент, содержанием которого являлся комплекс упражнений с использованием фитбола для детей грудного возраста, который после проведенного инструктажа выполнялся родителями с детьми экспериментальной группы самостоятельно.
Занятия в экспериментальной группе проводились ежедневно с двух недель рождения и до 1 года жизни, в утреннее время, пока малыш на пике активности и в хорошем настроении. Занятия длились от нескольких минут до получаса (в зависимости от возраста и самочувствия ребенка).
В первые тренировки время выполнения занимало от 2-3 мин, затем время постепенно увеличивалось. Ежедневные занятия на фитболе сопровождались негромкой легкой музыкой, использованием различных игр-потешек и детских песенок, а также близким эмоциональным общением детей и родителей в различных ситуациях совместной деятельности.
Контрольная группа не занималась с фитболом.
В течение эксперимента использовалось наблюдение за изменением антропометрических показателей физического развития, измерялись масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. На протяжении первого года жизни родители заполняли карту контроля развития ребенка. При проявлении у детей грудного возраста новых умений и навыков таких как держать голову, удерживать предмет, переворачиваться, садится, ползать, брать предмет, самостоятельно вставать, ходить с опорой, самостоятельно стоять, самостоятельно ходить в карте отмечались сроки по месяцам, а также приведены среднестатистические нормы физического развития и двигательной активности детей. После этого карты нами собирались и анализировались.
На III этапе - была проведена оценка физиологической зрелости по шкале В.Апгар (1952 г.) по параметрам измерения ЧСС, дыхания, мышечного тонуса, рефлексов, цвета кожи, систематизированы и проанализированы результаты.
В ходе обработки и анализа анкетирования можно увидеть высокую заинтересованность родителей в физическом воспитании грудного ребенка. Каждому родителю хочется иметь полноценно развивающегося ребенка, не имеющего никаких физических и психических отклонений.
Увы, не в каждой семье установлен режим дня. Для каждого ребенка необходимо с самых первых дней его жизни установить правильный режим дня. Грамотно организованный распорядок дня пойдет на пользу и родителям и ребенку.
В каждой семье есть спортивный инвентарь, но к сожалению, не все родители знают о различных средствах и способах применения фитбола в физическом воспитании грудного ребенка.
Оценка физиологической зрелости по шкале В.Апгар (1952 г.) в двух группах показала, что 9 детей имеют средний уровень развития, 7-высокий, ниже нормы отсутствуют. Состояние физиологической зрелости в контрольной группе было лучше, чем в экспериментальной на 0,1 до эксперимента.
Эффективность использования комплекса упражнений на фитболе в работе подтверждается результатами наблюдения изменений антропометрических показателей физического развития грудного ребенка экспериментальной и контрольной групп.
Каждый ребенок развивается по-разному; при оценивании ребенка по нормам развития от 0 до года по месяцам мы можем отметить, что нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей.
Результаты педагогического эксперимента указывают на положительное воздействие занятий на фитболе на физическое развитие детей грудного возраста. Так, в экспериментальной группе достоверно улучшились результаты в показателях мышечного тонуса по шкале физиологической зрелости В.Апгар с 1,5 до 2 баллов, кроме того, отмечены положительные изменения антропометрических показателей физического развития грудного ребенка.
Систематическое использование упражнений на фитболе позитивно повлияло на показатели двигательной активности детей экспериментальной группы. Дети освоили двигательные навыки существенно раньше, чем дети контрольной группы: держат голову на 0,2%, удерживают предмет на 0,06%, переворачиваются на 0,08%, садятся на 0,05%, ползают на 0,03%, берут предметы на 0,4%, самостоятельно встают на 0,03%, ходят с опорой на 0,06%, самостоятельно стоят на 0,06%, самостоятельно ходят на 0,04%.
Применение физических упражнений на фитболе выше при условии динамичного наблюдения за ростом и развитием ребенка, использовании оздоровительных сил природы и гигиенических факторов, в создании атмосферы психологического комфорта в отношениях родителей и детей в семье.
Реализация проекта
Исследование было организовано в три этапа в период с января 2022 г. по январь 2023 г. В исследовании участвовало 16 детей в возрасте от 0 до года, из них 8 человек экспериментальной группы (4 девочки, 4 мальчика), 8 человек- контрольной (4 девочки, 4 мальчика), и их роди-тели. Исследование проводилось в домашних условиях.
Фото проекта