Александрова Наталья Петровна
Автор проекта
Дата рождения:
05 июля 1987г.
Место жительства:
Новосибирская область, Новосибирск
Организация:
ГБУК НСО ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ А.М.ГОРЬКОГО
Должность:
Начальник отдела культурных программ и проектной деятельности
Сферы интересов:
#Просветительская деятельность
Социальные сети:

Проекты участницы

Голос мамы

Суть проекта

Проект «Голос мамы» направлен на включение женщин, находящихся в местах лишения свободы в процесс воспитания и культурного просвещения своих детей, посредством видео-встреч, совместного чтения и обсуждения произведений художественной литературы. Данные встречи помогут детям в преодолении препятствия пространства и времени, потому что они могут виртуально встретиться со своими мамами в комфортном и спокойном месте - детской библиотеке. Цель проекта: объединение семей и укрепление эмоциональной связи между мамой и ребенком, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через совместное чтение, обсуждение произведений художественной литературы и психологической поддержки. В России три четверти женщин, оказавшихся в местах лишения свободы, находятся в возрасте от 20 до 40 лет. У многих из них остаются дети, которых берут под опеку ближайшие родственники. Обычно это бабушки и дедушки. Большинство женщин, отбывая срок, не всегда имеют возможность видеться со своими детьми на свидании. Пожилым родственникам тяжело добираться до колонии, а с ребенком это сделать еще труднее. Есть и другой нюанс: мамы не хотят, чтобы дети видели их в колонии, переживая момент, – как это скажется на психологическом состоянии ребенка. А бывает так, что дети постарше на маму обижаются – им сложно понять: почему не рядом. Телефонный разговор ограничен временем и женщине нужно собрать всю силу воли, чтобы объясниться с ребёнком. Многим матерям это не удается - не знают, какие слова подобрать, слишком переживают. В тюрьме женщине заново приходится учиться быть матерью - на дистанции. Кто-то не выдерживает чувства вины и сложностей быта в колонии и со своими детьми практически не общается. Проект «Голос мамы» направлен на включение женщин, находящихся в местах лишения свободы в процесс воспитания своих детей, посредством видео-встреч, совместного чтения и обсуждения произведений художественной литературы. Данные встречи помогут детям в преодолении препятствия пространства и времени, потому что они могут виртуально встретиться со своими мамами в комфортной, спокойной и уютной обстановке библиотеки. Проект поможет адаптировать женщин, находящихся в местах лишения свободы, к общению с детьми в новых условиях. Совместное чтение и обсуждение художественной литературы, поддержка психологов, общение в непринужденной комфортной обстановке наедине помогут сохранить, а в некоторых случаях, восстановить психоэмоциональную связь между мамой и ребенком в отрыве друг от друга. С уверенностью можно сказать: для осужденной женщины такие встречи очень важны, с точки зрения сохранения контакта со своим ребенком на период отбывания наказания в исправительной колонии. Видео-общение со своим ребенком намного интереснее и лучше, чем краткосрочные свидания через стекло. Можно увидеть ребенка, поговорить с ним, порадоваться его успехам. Такие видео-встречи в библиотеке, мы верим, будут способствовать лучшей социализации и реабилитации осужденной после окончания срока наказания, тем самым уменьшится вероятность совершения повторного преступления. Проект является инновационной практикой, в последующем планируется проект масштабировать, включив исправительные колонии для мужчин, воспитательные колонии для несовершеннолетних, следственные изоляторы.

Целевая аудитория

Женщины, отбывающие наказание в Исправительной колонии, дети женщин, отбывающих наказание в Исправительной колонии, семьи женщин, отбывающих наказание в Исправительной колонии

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Проект был направлен на адаптацию женщин, находящихся в местах лишения свободы, к общению со своими детьми в новых условиях. Совместное чтение и обсуждение художественной литературы, поддержка психологов, общение в непринужденной комфортной обстановке наедине помогают сохранить, а в некоторых случаях, восстановить психоэмоциональную связь между мамой и ребенком в отрыве друг от друга. С уверенностью можно сказать: для осужденной женщины такие встречи были очень важны, с точки зрения сохранения контакта со своим ребенком на период отбывания наказания в исправительной колонии. Видео-общение со своим ребенком намного интереснее и лучше, чем краткосрочные свидания через стекло. Можно увидеть ребенка, поговорить с ним, порадоваться его успехам. Приобщение к культуре семейного чтения, мы верим, поспособствует лучшей социализации и реабилитации осужденной после окончания срока наказания, тем самым уменьшится вероятность совершения повторного преступления. Целью и задачами проекта являлись: укрепление духовно-эмоциональной связи мамы и ребенка в отрыве от друга друг от друга; улучшение морально-психологического климата семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через дистанционную совместную культурно-досуговую деятельность; сохранение традиций семейного чтения, способствующего духовной близости мамы и ребенка; профилактика будущих преступных рецидивов со стороны женщин, находящихся в местах лишения свободы. Проект являлся пилотным для Новосибирской области, конечно, были некоторые "подводные камни", о которых не было продумано заранее, за неимением опыта ведения проектов данного направления. Основными недостатками, выявленными в ходе реализации проекта считаем: 1) "тяжелое" включение родственников осужденных женщин в проект, общий уровень недоверия; 2) приходилось исключать семьи из проекта на первом этапе по причине того, что вовремя не приезжали на видео-встречу, либо не приезжали вовсе, забыв предупредить, тем самым нарушая ход следующих встреч; 3) некоторая "недоступность" исправительной колонии, так как режимный объект (все по расписанию), "односторонняя" связь (в колонии сотрудникам запрещено пользоваться мобильной связью и интернетом). Главным результатом проекта считаем общую деятельность мам и их детей - участников проекта, что несомненно сплотило семьи. Знакомство мам и детей-участников проекта с художественной литературой, подобранной библиотечными специалистами специально для проекта. Общее развитие детей-участников проекта, участие в мероприятиях библиотеки. Качественная углубленная работа с психологами проекта с обеих сторон, рефлексия. Основным инструментом оценки качественных показателей являлись диагностические психологические методы, в результате которых мы увидели изменения в эмоциональном состоянии участников проекта с обеих сторон. Что касается именно механизма реализации проекта, то были проведены следующие мероприятия: в октябре 2021 года было разработано методическое пособие для специалистов, работающих с семьями заключенных женщин (отдельно психологическая диагностика для заключенных женщин и отдельно психологическая диагностика для детей женщин, находящихся в заключении). В ноябре 2021 года женщины были продиагностированы пеницитарными психологами на территории ИК №9 города Новосибирска, отдельно на территории Областной детской библиотеки были продиагностированы дети и семьи женщин, находящихся в местах заключения, согласно заключениям психологов была подобрана соответствующая литература для семейного чтения (комплект книг передали в ИК №9 для изучения мамам, находящимся в местах лишения свободы, второй комплект остался в библиотеке для изучения детям женщин, отбывающих наказание). В октябре и ноябре 2021 года были заключены договоры с сотрудниками проекта, так же было закуплено все необходимое оборудование, которое требовалось для реализации проекта. Включение женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в процесс воспитания в дистанционном формате считаем максимально удобным и комфортным способом в сложившихся условиях – это одно из разрешений задачи по сохранению и укреплению связей между мамой и ребёнком. Помимо запланированных результатов, были так же успешно проведены две встречи с психологом Т.В.Проскуряковой, для мам-участниц проекта она провела практическое занятие по воспитанию детей и ответила на все интересующие вопросы, так же Татьяна Васильевна провела интерактивное занятие для детей-участников проекта и далее "ведет" детей-участников проекта на безвозмездной основе. Сопровождение женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, которое давало бы им возможность реализовывать свою материнскую функцию по отношению к оставленным в силу обстоятельств детям, задача достаточно сложная, но в тоже время необходимая, потому, что её решением становится сохранение и укрепление связей между матерью и ребёнком, которые были нарушены. Неправомерные действий со стороны матери, часто не связанные с нарушением прав и свобод детей и дети незаслуженно являются жертвами обстоятельств, лишенные заботы и внимания со стороны мамы. Проект является инновационной практикой, в последующем планируется проект масштабировать, включив исправительные колонии для мужчин, воспитательные колонии для несовершеннолетних, следственные изоляторы. На данный момент есть договоренность с ГУФСИН России по НСО о дальнейшем продолжении проекта с воспитательной колонией для несовершеннолетних, так как в Новосибирск поступают несовершеннолетние, совершившие преступления на территории всего Сибирского федерального округа.

Реализация проекта

1. Отобрать 10 семей на добровольном начале для работы в проекте. Формирование группы участников проекта: мамы и их дети; составление графика видео - встреч для каждой семьи. Отбор 10 семей. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». 2.Провести первичную диагностику матерям, находящимся в местах лишения свободы пеницитарному психологу проекта. Проведение первичной диагностики и подготовка матерей пеницитарным психологом для совместного чтения художественной литературы. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». 3. Провести первичную диагностику детей осужденных женщин детским психологом проекта. Проведение первичной диагностики в целях выявления основных «проблемных точек» ребенка для более качественного подбора необходимой художественной литературы. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». 4. Обеспечить психологическую поддержку семьям женщин, находящихся в местах лишения свободы. Работа психологов с семьей осужденной женщины, с близкими родственниками, с которыми проживает ребенок (дети) – отец, бабушки/дедушки и пр., посредством общих мероприятий, лекций, адресная психологическая поддержка участников проекта. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». Понимание психологами проекта "проблемных точек" семей, участвующих в проекте для более качественного подбора необходимой художественной литературы для совместного чтения. 5.Разработать методический материал по семейному чтению детским психологом. Разработка методического материала по семейному чтению детским психологом на основании психологической диагностики матерей и детей. ГБУК НСО «Областная детская библиотека». Методический материал, помогающий семьям, участвующим в проекте для комфортного взаимодействия 6. Создать комфортные условия для совместного чтения семей в детской библиотеке и исправительной колонии №9. Комфортное взаимодействие женщин с детьми, посредством видео-встреч. Создание комфортного пространства для семейного чтения с целью сохранения (восстановления) эмоциональной связи между осужденными женщинами и их детьми. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». Комфортное взаимодействие женщин с детьми, посредством видео-встреч в течение всей реализации проекта, 2 раза в месяц для каждой семьи. 7. Способствовать гармонизации отношений внутри семей женщин и формированию позитивного образа читающей мамы, находящейся в местах лишения свободы, через совместную культурно-досуговую деятельность и арт-терапию. Работа специалиста по арт-терапевтическому методу «Песочные сказки» с детьми осужденных женщин. ГБУК НСО «Областная детская библиотека». Гармонизация личности ребенка методом арт-терапевтической практики "Песочные сказки". В течение всей реализации проекта, 2 раза в месяц для каждой семьи. 8. Провести анализ итогов проекта, транслировать инновационную практику в библиотечной отрасли, в социальной сфере и сфере образования Новосибирской области и других регионах России. Подведение итогов. Финальная диагностика психоэмоционального состояния участников проекта с применением специальных психологических методик, предварительный анализ изменений, произошедших с участниками проекта. Будут закуплены комплекты подарочной литературы участникам проекта (книги, которые читали с мамами в процессе реализации проекта). Мамы и дети подпишут книги и обменяются ими. ФКУ Исправительная колония №9 города Новосибирска, ГБУК НСО «Областная детская библиотека». Анализ изменений, произошедших в семьях, участвующих в проекте за отчетный период. Планирование дальнейшей работы в рамках проекта.
Умный спорт

Суть проекта

Проект направлен на решение двух проблем – популяризация здорового образа жизни и популяризация чтения в детской среде из малоимущих и замещающих семей, проблемы в семьях данных категорий всегда носят более «острый» характер. Популяризация здорового образа жизни и спорта выходит во главу угла в современном обществе, особенно это касается детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (малоимущие семьи; дети, оставшиеся без попечения родителей). Автор проекта Н.П. Александрова имеет большой практический опыт работы с данной категорией детей (работа в детском доме, работа в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних) и не понаслышке знает, какова роль спорта в жизни таких ребят. Основной целью проекта является привитие навыков здорового образа жизни, сохранению физического здоровья, посредством занятий спортом. Настоящий проект так же направлен на продвижение и популяризацию чтения среди детей, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно. Чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. В последние годы ощущается необходимость повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в детском возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений. То есть мероприятие в рамках проекта предполагает разнообразную деятельность: в интеллектуальной игре ребята познакомятся с авторами интересных книг о спорте, попробуют свои силы в викторине, на мастер-классах узнают новые для себя виды спорта, а знакомство с чемпионом станет завершающей точкой мероприятия. В завершении мероприятия дети будут приглашены к участию в проектах библиотеки им. А.М. Горького (игротека, профориентация, общественный совет детей), а так же детей безвозмездно пригласят на тренировки в спортивные клубы Федерации контактных единоборств. Ресурсы, которые имеются для реализации проекта: доступные спортивные клубы, которые смогут посещать дети на безвозмездной основе; детская библиотека им. А.М. Горького для проведения досуга детей.

Целевая аудитория

Целевая аудитория – дети и подростки от 10 до 17 лет из малоимущих и замещающих семей города Новосибирска.

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Развитие физкультуры и массового спорта в городе Новосибирске; Решение проблемы занятости детей из социально-незащищенных слоев, посредством проведения досуга в библиотеке им. А.М. Горького. Вовлечение: Размещение информации на электронных ресурсах: библиотека им А.М. Горького (официальный сайт, группы в социальных сетях), Федерации контактных единоборств(официальный сайт, группы в социальных сетях).

Реализация проекта

Цель: Создание условий для комплексного решения социальной проблемы по организации досуга и пропаганде здорового образа жизни, путём вовлечения детей и молодежи в занятия спортом, физической культурой в доступных для всех формах. Задачи: Пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. Развитие физкультуры и массового спорта по месту жительства. Демонстрация доступности занятий спортом для различных категорий граждан. Решение проблемы занятости детей. 1. Спортивно-интеллектуальная игра «Живи активно! Думай позитивно». Проведение интеллектуальной игры по спортивной тематике, знакомство детей с новыми видами спорта посредством изучения литературы. 2. Мастер-классы по мультиспорту. Популяризация спорта и здорового образа жизни. Пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни. Развитие физкультуры и массового спорта по месту жительства. Демонстрация доступности занятий спортом для различных категорий граждан. 3. Знакомство с чемпионом. История успеха новосибирского спортсмена - чемпиона Азии по вовинам вьет во дао, чемпиона России по MMA, победителя всероссийских турниров по панкратиону среди любителей и профессионалов, серебряного призера Всероссийского турнира по джиу-джицу, победителя матчевой встречи Россия США по боям без правил, чемпиона России по полно контактному каратэ, призер Мира по полно контактному каратэ в Японии (Токио 2012), победителя Всероссийского мастерского турнира по панкратиону А.Ю. Царева.