Абляева Анастасия Валерьевна
Автор проекта
Дата рождения:
17 января 1994г.
Место жительства:
Республика Марий Эл, Йошкар-Ола
Организация:
ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России
Должность:
старший преподаватель кафедры гигиены, медицины труда
Сферы интересов:
#Здоровье детей, #ЗОЖ, #Просветительская деятельность, #Профилактическая медицина, #Технологии для здоровья
Проекты участницы
Образовательно-просветительский проект для школьников "Профессиональный житель планеты"
Суть проекта
Современная тенденция в семейном воспитании «осознанное родительство» сталкивается с проблемой дефицита экспертной информации от специалистов из области превентивной медицины, что приводит к возникновению трудностей в оптимальной семейной поддержки развития детей подросткового возраста.
Проект направлен на повышение уровня знаний и приобретение навыков профессионального отношения к своему здоровью путем интеграции в образовательный процесс цикла интерактивных уроков в доступном формате для школьников и одновременного стимулирования осознанного расширения родительских компетенций в области формирования здорового образа жизни детей, а также просвещения учителей общеобразовательных организаций Российской Федерации.
Миссия образовательно-просветительского проекта для школьников «Профессиональный житель планеты» – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения для создания гармоничного и стабильного будущего России.
Профессиональный житель планеты – это человек, осознанно управляющий своим главным ресурсом – здоровьем, а также рационально использующий ресурсы окружающей среды.
Уникальность проекта:
1. Впервые в реальный образовательный процесс школьников внедрен проект, направленный на формирование здорового образа жизни. Интерактивные уроки интегрированы непосредственно в образовательный процесс, задействуя уроки физической культуры, плавания, технологии, музыки, изобразительного искусства, окружающего мира и биологии, а также классные часы с использованием инновационных методик и подходов к вовлечению школьников в процесс познания (элементы йоги, арт-терапии, медитаций и так далее).
2. Научное обоснование программы мероприятий на основе мониторинга здоровья детей с применением информационно-аналитических методов.
3. Экспертный контент от специалистов в области превентивной медицины.
4. В проекте действует Принцип «равный – равному». Для школьников студенты медицинского университета проводят интерактивный урок. В этот же день родителям и учителям в телеграмм-канал направляется небольшая видео-лекция и инфографика, подготовленная экспертами по аналогичной теме.
5. В основе проекта лежит Инвестиционный подход к здоровью, то есть вложение временных и энергетических ресурсов (физическая активность, правильное питание, режим дня) в сохранение и укрепление здоровья и грамотного использования своего биологического потенциала для достижения успеха в будущем.
6. Принцип природосообразности, то есть, школьники научатся осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.
7. Цикличность проводимых мероприятий.
8. Вовлечение всех участников образовательного процесса и создание здоровьесберегающей среды.
9. С помощью интерактивных форм обучения все участники оказываются вовлеченными в процесс познания.
По завершению проекта проводится Объединенный квест «Здоровая семья» для школьников и их родителей в игровом формате с применением полученных в ходе участия в проекте знаний, что в свою очередь способствует эффективному формированию приобретаемых навыков.
Целевая аудитория
Благополучатели проекта:
1. Прямая целевая аудитория – подростки, обучающиеся в общеобразовательных организациях Российской Федерации (10-17 лет)
*Подростки - люди от 10 до 19 лет (ВОЗ).
2. Дополнительная целевая аудитория – родители и члены семьи (35-55 лет)
3. Косвенная целевая аудитория – члены педагогических коллективов школ (24-60 лет); медицинские работники школы (24-60 лет).
4. Волонтеры проекта - студенты медицинских ВУЗов (17-25 лет), так как в ходе реализации проекта волонтеры получают знания и практические навыки в области гигиенического обучения и воспитания населения, опыт просветительской деятельности, что является важными навыками при дальнейшем трудоустройстве выпускников.
Формирование здорового поколения граждан должно осуществляться в период обучения в общеобразовательных организациях
Именно в подростковый период появляется свобода в выборе собственного образа жизни, поэтому школьники должны иметь доступ к достоверной и адаптированной информации о здоровье. Однако самостоятельность детей ограничена привычками их семьи, поэтому необходимо активное вовлечение родителей в процесс, ведь пример родителей — это самое продуктивное пособие по воспитанию детей. Проект будет способствовать тому, чтобы в педагогических коллективах школ создавались условия, при которых у учителей появится возможность и стимул укреплять свое здоровье, поддерживать здоровый образ жизни, поскольку именно педагоги становятся для школьников примером для подражания, следовательно вовлечение учителей в реализацию проекта создаст дополнительную мотивацию для школьников. Таким образом вовлечение в проект всех участников образовательного процесса необходимо для создания здоровьесберегающей среды.
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
Нами было проведено исследование по оценке состояния здоровья школьников (400 человек), а также оценка осведомленности детей и родителей по вопросам сохранения здоровья, экологической грамотности, ментального здоровья (632 человека). Также было проведено проблемное интервью с родителями школьников (141 человек).
Далее была реализована пилотная версия проекта на базе школ Республики Татарстан. Проект был также представлен на общественных площадках. После проведения пилотной версии проекта были получены промежуточные результаты, которые показали эффективность проведенных мероприятий.
Результаты исследования вошли во Всероссийскую базу данных (свидетельство о государственной регистрации базы данных №2022620676 Физическое развитие детей, подростков и молодежи Российской Федерации в 2000-2021 годах) от 30 марта 2022 г.
Проект внедрен в образовательный процесс школьников гимназии МБОУ «Гимназия № 179-центр образования» Ново-Савиновского района г. Казани (акт внедрения от 4 марта 2022 г.) и в образовательный процесс студентов медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (акт внедрения от 14 октября 2021 г.).
В 2022 и в 2023 году команда проекта провела Международную неделю здоровья подростков, получив статус амбассадора от Международной ассоциации специалистов в области здоровья подростков и став единственными хедлайнерами мероприятий на территории России (Руководитель проекта является Членом Международной ассоциации молодых специалистов в области здоровья подростов).
Поддержка проекта в 2022 году:
Финалист Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна – моя Россия» в номинации "Мое здоровье";
Грант Росмолодежи для физических лиц;
Победитель конкурса «50 лучших инновационных идей»;
Призер Акселерационной программы «Медицинский стартап»
Полуфиналист Международной Премии "Мы вместе".
Партнеры проекта:
ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России,
Министерство образования. науки РТ,
Министерство экологии и природных ресурсов РТ,
ТРО Российский Красный Крест,
АНО "Университет Иннополис",
ГАУЗ «Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики»,
МБОУ «Гимназия №179-Центра образования» Ново-Савиновского района г.Казани,
Реализация проекта
С 2019 года команда проекта осуществляла проведение исследования по оценке состояния здоровья школьников и оценке осведомленности участников образовательной среды по вопросам здоровьесбережения.
С 2021 года проект реализуется в школах Республики Татарстан.
За время существования в проекте приняли участие более 5000 человек.
Перспектива развития и потенциал проекта:
1. В ближайшей перспективе - расширение географии проекта, планируются выездные мероприятия в школах других субъектов РФ.
2. Передача накопленного опыта заинтересованным сторонам – популяризация проекта планируется с помощью ведения социальных сетей, расширение аудитории в социальных сетях и на платформе видеохостингов, привлечение СМИ и другая информационная поддержка.
3. Разработанный и апробированный контент и форматы взаимодействия будут упакованы в методические рекомендации для распространения реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения с помощью создания здоровьесберегающей среды во всех семьях Российской Федерации.
4. В перспективе - социальная франшиза, с помощью которой проект может быть реализован во всех субъектах Российской Федерации.