Смагина Анна Андреевна
Автор проекта
Дата рождения:
05 мая 1984г.
Место жительства:
Мурманская область, город Мончегорск
Организация:
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения"
Должность:
Заведующий стационарным отделением для граждан пожилого возраста и инвалидов
Сферы интересов:
#Здоровье старшего поколения
Социальные сети:

Проекты участницы

Цифровой формат милосердия

Суть проекта

Проект внедрен в деятельность Дома-интерната для престарелых и инвалидов Государственного областного автономного учреждения «Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения».
Концепция проекта – улучшение ментального и физического здоровья граждан старшего поколения посредством сочетания системного применения психологических практик и элементов цифровой трансформации в формате «умный дом», голосовой помощник.
Уникальность проекта в сочетанном применении практик, направленных на:
- укрепление и коррекция ментального здоровья старшего поколения, поддержание состояния когнитивных функций, расширение социальных контактов и снижение эмоциональной напряженности, посредством применения новых форматов и технологий в рамках работы «Психологической площадки «Конструктор гармонии»;
- создание условий для комфортного проживания граждан в условиях стационарного социального обслуживания, повышение уровня независимости в осуществлении повседневных бытовых действий и организации свободного времени посредством внедрения современных цифровых технологий «Умного дома» и голосового помощника (оборудование комнат получателей социальных услуг, общественных помещений и территории отделения элементами «умного дома» и станциями с голосовым помощником).
Отличительными чертами практики является комплексность, цикличность и непрерывность, посильность, увлекательность.

Целевая аудитория

маломобильные и находящиеся на постельном режиме пожилые люди и инвалиды, проживающие в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, имеющие ментальные особенности, в том числе легкую и умеренную деменцию.

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Локальное внедрение элементов цифровой трансформации типа «умный дом», как комплекса технических решений и мероприятий в деятельность Дома-интерната для престарелых и инвалидов в сочетании с «Психологической площадкой «Конструктор гармонии» позволило создать устойчивые благоприятные условия проживания и посильной активности старшего поколения в соответствии с их потребностями и возможностями. В процессе внедрения проекта «Цифровой формат милосердия» применяемая практика «Психологическая площадка «Конструктор гармонии» повысила знания пожилых людей о психологическом здоровье и методах эмоциональной саморегуляции. Отмечено улучшение уровня благоприятного психологического климата в коллективе проживающих, снижение конфликтности, уровня депрессии, тревожности, повышение уровня концентрации внимания, памяти.
Пожилые граждане становятся активными пользователями «Умного дома» и голосового помощника, который поддерживает диалог, поднимает настроение, оказывает помощь в разгадывании кроссвордов, мотивирует к познанию нового, интересного. Формирование у пожилых устойчивых умений и навыков обращения с техническими средствами облегчило выполнение некоторых бытовых социальных услуг (включить электроприборы, закрыть шторы), позволило самостоятельно организовать свой досуг, не прибегая к помощи сотрудников.

Реализация проекта

Одной из значимых при реализации проекта «Цифровой формат милосердия» является практика работы «Психологическая площадка» «Конструктор гармонии», включающая в себя:
• диагностику участников на выявление психоэмоциональных проблем, признаков депрессии, тревожности, безнадежности, одиночества, анализ индивидуальных особенностей психического состояния личности гражданина, влияющих на его способности к выполнению определенных видов деятельности, на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими, разработку рекомендаций психологической коррекции этих отклонений;
• практические мероприятия:
- групповой релаксационный трек (1 раз в неделю) по направлениям: занятия в сенсорной комнате, музыкотерапия, аутогенная медитация, ароматерапия, мышечная релаксация;
- групповой стимулирующий трек (1 раз в неделю): реминисцентная терапия, фототерапия, телесно-ориентированная терапия, занятия с метафорическими ассоциативными картами, реабилитационным оборудованием, кинезиологические упражнения;
- индивидуальный трек (по запросу): занятие на выбор пожилого человека.
Для укрепления ментального здоровья старшего поколения и достижения высокой эффективности психологической поддержки пожилых людей используется профессиональный психологический инструментарий:
- «Метафорические ассоциативные карты» - для работы с образом «Я» и внутренними ресурсами личности, проективный инструмент работы с визуальной метафорой, открывающий доступ к внутреннему миру клиента, его неосознаваемым мотивам и эмоциям, ресурсам и творческим способностям;
- «Эмоциональный арт-конструктор» - арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста;
- «Цветовая диагностика и музыкотерапия» (методика В.М. Элькина) - авторская методика, предназначенная для диагностики и коррекции нервно-психического состояния человека.
Для развития скорости реакции, движения, концентрации внимания используются когнитивный тренажер «XLIGHT» - это современные блоки-стимуляторы с источником света, стимулирующие пользователей с помощью сигналов.
Регулярно проводятся занятия по «Нейробике» на поддержание интеллектуальной деятельности человека, способности мозга к познанию. Для синхронизации работы полушарий мозга и улучшения мыслительной деятельности и внимательности используются межполушарные трафареты. Пожилые люди выполняют простые упражнения, не требующие специальной подготовки: пишут или рисуют непривычной для себя рукой, то есть правша использует левую руку, а левша – наоборот правую; рисуют одновременно в зеркальном отображении обеими руками, выполняют фигуры из пальцев, по заданию.
Активно применяется кинезиоинвентарь, оборудование сенсорной комнаты, дидактический материал. Выбор вида занятия для людей, страдающих деменцией, старческим слабоумием во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Необходимо учитывать его привычки, интересы, хобби, профессиональный вид деятельности, предшествующий болезни. В Доме – интернате используются разнообразные подходы по созданию когнитивного резерва у получателей социальных услуг.
Не исключаются при проведении коррекционной работы в целях повышения уровня независимости в осуществлении повседневных бытовых действий и организации свободного времени посредством внедрены современные цифровые технологии «Умного дома» и голосового помощника применение следующих методов реабилитации: привлечение к повседневной домашней деятельности, труду по уходу за комнатными растениями и цветами на клумбе, занятия музыкой, танцами, настольно – спортивными играми; интеллектуальные упражнения и задания: чтение, заучивание текстов и стихов, шахматы, разгадывание кроссвордов, ребусов, решение логических головоломок; арт-терапия: изобразительное творчество, вязание; биографический тренинг с целью поддержания долгосрочной памяти: просмотр фотографий, ретро-фильмов и любимых музыкальных произведений, обсуждение прошедших событий, оставивших яркий след в памяти.
Для усвоения системы голосового управления специалистами разработаны гайды в форме текстового документа, которые содействуют снижению уровня нео – и технофобии, укреплению мотивации к самостоятельному применению девайсов. Полученный навыки позволяют сократить время овладения новой информацией, помогают пользователю достичь цели или выполнить определенное задание, делают процесс обучения более эффективным. Используя цифровую колонку, проживающие слушают любимые музыкальные и художественные произведения, участвуют в различных познавательных викторинах.
Таким образом «Психологическая площадка «Конструктор гармонии» является эффективным инструментарием в целях достижения запланированных результатов по улучшению ментального здоровья и способствует поддержанию когнитивных функций у старшего поколения. Одновременно помогает проживающим Дома – интерната для престарелых и инвалидов стационарной формы обслуживания с каждым днем становиться более активными пользователями «Умного дома» и голосового помощника.
PV&S: ПараВоркаут и спорт

Суть проекта

Проблема: низкая интенсивность физической активности людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Причины: отсутствие специализированного оборудования на общедоступных спортивных площадках, отсутствие мотивации к физической активности, отсутствие организационных ресурсов.
Решение: создание спортивно-адаптивного пространства для внедрения и популяризации нового формата спорта для людей с ОВЗ - ПараВоркаута, приобщение к организации активного досуга посредством спортивных, настольно-спортивных игр и занятий по адаптивной физической культуре, пропаганда здорового образа жизни.
Апробация Практики проведена в рамках реализации социального проекта «Спортивно-адаптивная площадка «PV&S: ПараВоркаут и спорт», получившего грантовую поддержку в рамках Конкурса социальных проектов ПАО «ГМК «Норильский Никель» (2022-2023 гг.).
Практика уникальна для территории и для целевой группы, т.к. подразумевает не эпизодический, а системный личностно-ориентированный подход, включает новые форматы укрепления здоровья граждан с ограниченными возможностями разных возрастных категорий, позволяет увеличить продуктивность использования свободного времени, обеспечивает создание локации для проведения активного досуга, внедрения нового формата проведения занятий по физической культуре – ПараВоркаута. Привлекательность практики для целевой аудитории обусловлена компонентами: доступность, посильность, комфортность, эффективность, увлекательность, отсутствие для них финансовых затрат.

Целевая аудитория

Граждане с ограниченными возможностями здоровья: пожилые люди, инвалиды, молодые инвалиды, дети-инвалиды

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Главный результат:
• до 100% повышена у участников информированность о принципах и правилах здорового образа жизни.
• 82,2% - мотивация у граждан с ограниченными возможностями здоровья в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Дополнительные результаты:
• 462 количество мероприятий по блокам деятельности практики
• 178 человек стали участниками практики
• Повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, снятие эффекта «социального одиночества».
• Повышение самооценки у лиц с ограниченными возможностями здоровья.
• Наличие организованности свободного времени граждан с ограниченными возможностями здоровья.
• Обеспечение посильности, доступности, безопасности и увлекательности участия в мероприятиях практики.

Реализация проекта

Привлечение целевой аудитории к реализации Практики осуществляется с учётом релевантных для них каналов:
- размещение информации о возможности стать участником или волонтёром практики в местах, часто посещаемых людьми с ограниченными возможностями здоровья (Городской центр культуры, общественные организации инвалидов, центральная библиотека, комитет по физической культуре и спорту администрации города Мончегорска). Информация размещается на информационном стенде, сайте, визитницах. С вышеуказанными организациями заключаются партнёрские соглашения;
- проведение промо-акции. Привлекаются волонтёры из числа студентов колледжей;
- распространение информации через местные СМИ на правах социальной рекламы: бесплатная газета и интернет-издание;
- личное оповещение граждан с ОВЗ в процессе предоставления социальных услуг. Осуществляется командой проекта;
- с учётом специфики малых городов – используется метод «сарафанного радио».
Таким образом формируется целевая аудитория. При этом участник может «войти» в реализацию Практики на любом этапе.
По результатам предварительной диагностики участники условно подразделяются по физическому и психическому состоянию здоровья, степени мобильности на 4 группы. С учётом градации, имеющихся ограничений у целевой аудитории, их интересов и предпочтений разрабатывается календарно-тематический план мероприятий по блокам деятельности:
1. Пропаганда здорового образа жизни, мотивирование людей с ОВЗ на поддержание здорового образа жизни:
1.1 Организация работы Лектория на тему ЗОЖ (10 занятий): материал подаётся в форматах, адаптированных для каждой возрастной категории и имеющихся у участников ограничений здоровья. Дети – преимущественно в игровой форме, через просмотр мультипликационных фильмов, молодежь и взрослые - в лекционной форме с элементами практических отработок, тренингов, трансляции видеороликов, презентаций.
1.2. Организация работы Школа по уходу (5 занятий). Ориентирована на людей, осуществляющих родственный уход за гражданами с ОВЗ. Основные темы: мотивация на активность, правила подбора комплекса упражнений по адаптивной физкультуре, в т.ч. для находящихся на постельном режиме, обеспечение эффективности и безопасности их выполнения, обучение навыкам оказания первой помощи при травмах, укрепление психологического здоровья.
1.3. Выпуск иллюстративного материала: журнал «ЗОЖ», тематические памятки, презентации, видеоролики для самостоятельных занятий. Участие в подготовке материала принимают участники Практики, их ближайшее окружение, волонтёры.
1.4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций по общим вопросам здорового образа жизни. Консультации организуются как при личном участии, так и с помощью он-лайн технологий.
2. Создание условий для физически активного времяпровождения людей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. с использованием он-лайн технологий («Мобильная физкультура»).
Оборудована площадка с тренажерами, адаптированными для граждан с ОВЗ, используются спортивные и настольно-спортивные игры (подробно в презентации о практике).
Организуются занятия по ПараВоркауту, адаптивной физической культуре (скандинавская ходьба, спортивные и спортивно-настольные игры, гимнастика, танцетерапия) и массовые спортивные мероприятия (мастер-классы, турниры, соревнования). Конкретные виды и формы проведения занятий зависят от номера реабилитационной группы участника. Люди с ОВЗ занимаются на спортивно-адаптационной площадке под руководством инструктора или самостоятельно (по карточкам комплекса упражнений). Создан раздел «Мобильная физкультура»: видеоцикл занятий по физической культуре, проведение занятий дистанционно.
3. Создание условий для позитивного общения людей с ограниченными возможностями здоровья.
Все мероприятия Практики способствуют развитию взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья с социумом, , осуществляется взаимодействие с волонтерами, партнёрами практики. Организуются занятия, направленные на повышение компьютерной грамотности, использование он-лайн сервисов, которые позволяют участникам присоединиться к мероприятиям, которые они не могут посетить лично, общаться между собой, наладить новые межличностные коммуникации.
Все мероприятия Практики проводят квалифицированные специалисты, имеющие профильное образование и опыт работы с гражданами с ОВЗ, по направлениям деятельности: психолог, специалисты по социальной работе, по социальной реабилитации, инструкторы по адаптивной физической культуре, медицинский персонал.
Мероприятия Практики организуются:
- на созданной спортивно-адаптивной площадке, которая оборудована на территории дома-интерната для престарелых и инвалидов. Отвечает требованиям безопасности, в т.ч. антитеррористической, имеет транспортную доступность, в т.ч. для инвалидов-колясочников;
- в помещениях и на территории Мончегорского центра социального обслуживания (конференц-зал, беседки, зоны отдыха и т.д.; проводятся мероприятия по мотивированию на здоровый образ жизни: лекции, консультации, беседы и т.п.);
- в городских локациях (лекторий в городском парке, тропа здоровья, набережная и т.д.).