Сорока Татьяна Владимировна
Автор проекта
Дата рождения:
17 июня 1968г.
Место жительства:
Луганская Народная республика, Луганск
Организация:
Луганская Региональная общественная организация "Институт развития ребёнка и семьи "Семь-Я"
Должность:
Луганская Региональная общественная организация "Институт развития ребёнка и семьи "Семь-Я"
Сферы интересов:
#Женское здоровье, #Здоровье детей, #ЗОЖ, #Просветительская деятельность
Проекты участницы
«Со-Знание» - Программа нейрокоррекции для детей с особыми образовательными потребностями
Суть проекта
Проект предполагает организацию и проведение просветительской работы среди родителей и членов семей, имеющих детей в возрасте до 7 лет, по вопросам повышения психолого-педагогической грамотности и мастерства родителей, организации экологичного пространства для воспитания детей дошкольного возраста и бесконфликтного взаимодействия с детьми в семье. Также проект предполагает организацию практической помощи родителям по организации и проведению нейрокоррекционных развивающих занятий для детей и развитие практических психолого-педагогических навыков у родителей.
В течении нейрокоррекционных курсов дети посещают занятия со специалистами: нейропсихолог, психолог, логопед, дефектолог, педагог адаптивной физической культуры и сенсорной интеграции. А родители посещают семинары-тренинги, практические занятия и при необходимости индивидуальные консультации с нейропсихологом, психологом, педагогом АФК и сенсорной интеграции.
За 2016 год к специалистам нашей организации обратились 12 семей имеющих детей с особенностями в развитии, а к 2023 году эта цифра составила 196 семей за год. Среди них: дети с задержками в психофизическом и речевом развитии, дети с расстройством аутистического спектра, с эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью и пр.
В течении деятельности проекта через группы в сети ВК и ТГ также ведется методологическая и практическая работа с родителями, собирается обратная связь, даются рекомендации для домашнего взаимодействия и занятий с детьми, выкладываются фото и видео и родители собирают медиатеку с занятий с детьми.
В течении нейрокоррекционных курсов дети посещают занятия со специалистами: нейропсихолог, психолог, логопед, дефектолог, педагог адаптивной физической культуры и сенсорной интеграции. А родители посещают семинары-тренинги, практические занятия и при необходимости индивидуальные консультации с нейропсихологом, психологом, педагогом АФК и сенсорной интеграции.
За 2016 год к специалистам нашей организации обратились 12 семей имеющих детей с особенностями в развитии, а к 2023 году эта цифра составила 196 семей за год. Среди них: дети с задержками в психофизическом и речевом развитии, дети с расстройством аутистического спектра, с эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью и пр.
В течении деятельности проекта через группы в сети ВК и ТГ также ведется методологическая и практическая работа с родителями, собирается обратная связь, даются рекомендации для домашнего взаимодействия и занятий с детьми, выкладываются фото и видео и родители собирают медиатеку с занятий с детьми.
Целевая аудитория
Семьи имеющие детей с особенностями в развитии от 3 до 7 лет Луганск, Алчевск, ЛНР
«Зрелость» проекта
—
Результаты проекта
В ходе реализации проекта, с 2016 года, более 800 детей с особенностями в развитии посетили развивающие, коррекционные и сенсорные занятия. Для каждого из детей нейропсихолог составлял коррекционный маршрут развития, педагоги получали индивидуальные методические рекомендации, по которым были составлены планы занятий с детьми. Дети занимались, в зависимости от приоритета развития, с логопедом-дефектологом, сенсорным педагогом, от 2 до 10 раз в неделю. Некоторые дети в зависимости от состояния высших психических функций, посещали больше занятий по сенсорной интеграции и меньше когнитивных занятий. Меньше всего оказались востребованы занятия с логопедом, так как основная часть детей поступала с серьезными нарушениями. 96% детей имели те или иные поведенческие нарушения: протестное поведение, манипуляции, истерики, полевое поведение, агрессия и пр. Все дети имели проблемы с вниманием и усидчивостью. 32% детей имели повышенную тревожность и заниженную самооценку. 87% детей имели сниженный, а 24% отсутствующий познавательный интерес. 92% детей имели речевые нарушения большей или меньшей степени сложности: от отсутствия отдельных звуков и замен в речи, до полного отсутствия активной речи и наличия лишь частичной понятийной речи с примитивной жестовой речью, криком и вокализациями.
У всех детей наметилась положительная динамика в развитии высших психических функций и моторных навыков. Концентрация внимания увеличилась в 2-3 раза. Наметились изменения в речи: появились новые звуки, слоги, слова и у некоторых даже предложения. У каждого ребенка улучшились мыслительные процессы: от появившейся возможности решения мыслительных задач у одних, до возможности понимать и выполнять просьбы. Много внимания уделялось двигательной сфере от развития мелкой моторики и точных движений пальцев рук до ориентировки в пространстве, работе с координацией движений, вестибулярным аппаратом.
Родители имели возможность посещать семинары, консультации и клубные встречи, на которых в теплой дружеской обстановке они знакомились с правилами воспитания, развития и бесконфликтного общения с детьми. На индивидуальные консультации выносились те вопросы, которые имели более интимный характер: взаимоотношения партнеров, отношения со стареющими родителями, вопросы, личного характера, которые трудно было обсуждать в коллективе. На семинарах родители увлеченно играли, осваивали новые двигательные упражнения, нейроигры, кинезиоупражнения и голосовые техники для гармонизации психики и развития своих детей.
У всех детей наметилась положительная динамика в развитии высших психических функций и моторных навыков. Концентрация внимания увеличилась в 2-3 раза. Наметились изменения в речи: появились новые звуки, слоги, слова и у некоторых даже предложения. У каждого ребенка улучшились мыслительные процессы: от появившейся возможности решения мыслительных задач у одних, до возможности понимать и выполнять просьбы. Много внимания уделялось двигательной сфере от развития мелкой моторики и точных движений пальцев рук до ориентировки в пространстве, работе с координацией движений, вестибулярным аппаратом.
Родители имели возможность посещать семинары, консультации и клубные встречи, на которых в теплой дружеской обстановке они знакомились с правилами воспитания, развития и бесконфликтного общения с детьми. На индивидуальные консультации выносились те вопросы, которые имели более интимный характер: взаимоотношения партнеров, отношения со стареющими родителями, вопросы, личного характера, которые трудно было обсуждать в коллективе. На семинарах родители увлеченно играли, осваивали новые двигательные упражнения, нейроигры, кинезиоупражнения и голосовые техники для гармонизации психики и развития своих детей.
Реализация проекта
В реализации проекта, ЛРОО "ИРРИС "Семь-Я" опирается на научные исследования и достижения в области нейронаук: нейрофизиологии, нейропсихологии, кинезиологии, нейрологопедии, дефектологии. Президент организации, нейропсихолог Сорока Т.В. работает в сфере воспитания и развития детей с 1997 г. За годы практики помощи семьям она объединила авторские наработки и лучшие достижения педагогов-новаторов и исследователей в сфере развития детей, в единую Технологию организации и проведения нейрокоррекционных занятий в центре семейного воспитания. Проект опирается на данную Технологию для повышения качества работы специалистов, обогащения и роста родительских компетенций. Вследствие ее использования происходит комплексное улучшение физического, психического и интеллектуального состояния детей. Технология разработана с учетом интересов и потребностей современных родителей в качественной психолого-педагогической помощи детям с ментальными особенностями. Технология опирается на подтвержденные достижения следующих ученых и педагогов-новаторов: А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Н.П. Коваленко, Т.В. Черниговская, В.А. Дубынин, Г. Доман, Б.П. Никитин, М. Монтессори, С. Лупан, М. Ибука, М. Трунов и др.
Занятия по Технологии используют игровую форму как доминирующую. Для формирования познавательных потребностей и мотивации к обучению используются яркие положительные эмоции. В занятиях используется большое количество приемов и методов имеющих доказанную эффективность для детей с особенностями в развитии: нейродинамическая гимнастика, образовательная кинезиология, телесная перкуссия, сенсорная интеграция, биоэнергопластика, коммуникационная и голосовая терапия, работа с зеркалом, ABA-терапия, методики запуска и развития речи, логопедический массаж, нейрологоритмика, тактильная стимуляция и развитие мелкой моторики, музыкально-ритмическая терапия, дыхательная гимнастика, артикуляционная и глазодвигательная гимнастика, знакомство с окружающим миром, развитие познавательных процессов. В занятиях используется предметно-действенное обучение, дидактические и развивающие игры, спортивный и инклюзивный инвентарь, происходит частая смена видов деятельности, многократное повторение для лучшего усвоения информации, поступательное усложнение активности детей под руководством педагога. Все эти методы, используемые корректно и в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка, при активном участии родителей, позволяют добиться устойчивых положительных результатов.
Занятия по Технологии используют игровую форму как доминирующую. Для формирования познавательных потребностей и мотивации к обучению используются яркие положительные эмоции. В занятиях используется большое количество приемов и методов имеющих доказанную эффективность для детей с особенностями в развитии: нейродинамическая гимнастика, образовательная кинезиология, телесная перкуссия, сенсорная интеграция, биоэнергопластика, коммуникационная и голосовая терапия, работа с зеркалом, ABA-терапия, методики запуска и развития речи, логопедический массаж, нейрологоритмика, тактильная стимуляция и развитие мелкой моторики, музыкально-ритмическая терапия, дыхательная гимнастика, артикуляционная и глазодвигательная гимнастика, знакомство с окружающим миром, развитие познавательных процессов. В занятиях используется предметно-действенное обучение, дидактические и развивающие игры, спортивный и инклюзивный инвентарь, происходит частая смена видов деятельности, многократное повторение для лучшего усвоения информации, поступательное усложнение активности детей под руководством педагога. Все эти методы, используемые корректно и в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка, при активном участии родителей, позволяют добиться устойчивых положительных результатов.
Фото проекта