Родионова Анастасия Александровна
Автор проекта
Дата рождения:
04 ноября 1983г.
Место жительства:
Ханты-Мансийский Автономный округ - ЮГРА, Нефтеюганск
Организация:
СО НКО Региональная спортивная общественная организация Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Федерация хоккея»
Должность:
Руководитель
Сферы интересов:
#Здоровье детей, #Здоровье старшего поколения, #ЗОЖ
Социальные сети:

Проекты участницы

Инклюзивный хоккей как драйвер для ментального здоровья

Суть проекта

Миссия проекта: положительно повлиять на психическое здоровье ребенка с ментальными нарушениями при помощи физической активности, а именно посредством занятий хоккея. Занятия хоккеем благотворно влияют на физическое и ментальное здоровье особенных детей. Мы создаём равные возможности для получения качественного дополнительного образования, посредством занятий хоккеем, детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) и нормотипичными детьми через создание инклюзивной среды на базе Региональной спортивной общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Федерация хоккея". Особенность практики в составе команды, в которой дети с ментальными нарушениями и нормотипичные дети вместе занимаются, как и в обычном хоккее, занятия проходят на ледовой площадке, в спортивном зале и на свежем воздухе, с использованием коньков, клюшки и шайбы. Преимущество проекта в том, что для инклюзивного хоккея не нужно создавать специальные условия, так как виды ОВЗ по ФГОС: ЗПР, РАС, ТНР- не требуют особой доступной среды, необходимо иметь обученный персонал сотрудников и волонтеров, а также правильно простроенный тренировочный процесс. Одним из основным принципов обучения умственно отсталых обучающихся является принцип коррекции. Для умственно отсталых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, у которых она относительно сохранна. Принцип коррекции посредством занятий инклюзивным хоккеем заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему воспитанники быстрее продвигаются в своем развитии. Очень важным методом построения физкультурно-оздоровительных занятий является распределение детей в группы, которое осуществляется по следующим признакам: I группа — «начальная». В этой группе только знакомятся с теорией, проходят подводящие упражнения для конькобежной подготовки (вне льда, на коньках, обучаются технике передвижения на коньках, обучение катанию на коньках на льду. — лица без ограничений здоровья- новички.; — лица с ограниченными возможностями здоровья новички или имеющие наличие активное проявление нежелательного поведения (агрессия, само агрессия, стереотипии, аутостимуляции), слабое физическое развитие (сильное несоответствие физиологическому возрасту), отсутствие навыков альтернативной коммуникации, отсутствие навыков социального взаимодействия, отсутствие имитации; II группа — «средняя». В эту группу переводятся воспитанники I группы, которые владеют достаточным уровнем навыков катания на коньках и готовы приступить к обучению навыкам владения клюшкой и шайбой. В «средней группе» воспитанники проходят обучение навыкам владения клюшкой, обучаются координационным упражнениям с клюшкой (подводящие упражнения), проходит первое знакомство и обучение приему шайбы. — лица без ограничений здоровья, владеющие достаточным уровнем навыков катания на коньках; — лица с ограниченными возможностями здоровья, владеющие достаточным уровнем навыков катания на коньках, а также владеющие достаточным уровнем навыков (понимание словесных и визуальных инструкций, подсказок), владение средствами альтернативной коммуникации, понимание счета, ограниченное понимание обращенной речи, наличие навыков имитации; III группа- «игровая». В эту группу переводятся воспитанники со II группы, которые владеют достаточным уровнем навыков катания на коньках, навыки владения клюшкой и шайбой. В «игровой» группе проходит обучение технике передвижения на коньках, технике владения клюшкой и шайбой, технические и тактические игровые приемы, отработка паса, передачи шайбы, правильного падения и иное. Из воспитанников III группы формируется основной игровой состав команды по инклюзивному хоккею. -лица без ограничений здоровья, владеющие достаточным уровнем навыков катания на коньках, владеющие навыкам владения клюшкой и первым приемам шайбы; — лица с ограниченными возможностями здоровья, владеющие достаточным уровнем навыков катания на коньках, владеющие навыкам владения клюшкой и первым приемам шайбы, а также владеющие пониманием словесных и визуальных инструкций и подсказок, имеющие развернутую речь, слабую выраженность нежелательного поведения, умение концентрироваться на выполнении задач, поставленных инструктором, достаточный уровень социального взаимодействия. Необходимо учитывать, что у разных детей с ОВЗ нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же особенных детей, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. Нормотипичные дети значительно быстрее «особенных детей проходят обучение и переводятся в следующие группы, дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают необходимыми навыками медленее, следовательно медленнее осуществляется переход в следующую группу. Дети с ОВЗ, имеющие сильно выраженные нарушения интеллекта (тяжелую умственную отсталость) чаще всего остаются в I группе, но сам факт того, что все воспитанники способны обучиться катанию на коньках и заниматься на ледовой площадке с остальными ребятами- оказывает явно заметные положительные изменения в общем физическом развитии. Благодаря регулярным занятиям хоккеем, обеспечивается правильная стимуляция мозга, в результате чего достигается согласованная работа его полушарий. А ведь именно рассогласованность в работе полушарий мозга является одной из основных причин появления трудностей с обучением у детей с ментальными нарушениями. Занятия с клюшкой и шайбой развивают психомоторику – способность одновременного управления своими эмоциями и движениями. Дети с трудностями в обучении имеют проблемы с контролем своих эмоций и движений собственного тела, а катание, точнее, даже бег, на коньках отлично развивает эти способности; -учат ребёнка концентрироваться на своих движениях, постоянно контролировать положение своего тела в пространстве, ведь иначе на коньках просто не удержишься; -тренируют выносливость к монотонным нагрузкам; улучшают координацию движений, так как приходится постоянно балансировать на тонком лезвии конька; -развивают речевое дыхание, так как активные занятия провоцируют вдох носом и продолжительный выдох ртом. Занятия хоккеем не только помогают поддерживать себя в форме, но также влияют на работу головного мозга. Все это происходит из-за того, что при физической активности увеличивается частота сердцебиения и к мозгу активно приливает кровь. А еще чем чаще и глубже ребенок дышит, тем больше кислорода поступает в кровоток. Это способствует образованию нервных клеток в головном мозге, которые как раз и отвечают за нашу память и мышление. Но главное — благодаря активным занятиям хоккеем мозг увеличивается в объеме. Благодаря физической активности вырабатываются и эндоканнабиноиды (нейромедиаторные молекулы, которые воздействуют на нейроны различных нервных центров). Именно они вызывают у человека эйфорию и снижают уровень тревожности. Хоккей командный вид спорта, который способствуют развитию аналитического мышления и быстроты реакции, при игре моментально меняется фокус, что также полезно для мозга. Нейроны работают при помощи электрических сигналов и способствуют обработке мозгом поступающей информации для дальнейшей координации производимых телом действий. Мы достигаем не только повышения физических показателей у детей с ОВЗ, но и заставляем включаться в работу головной мозг, посредством выполнения сложных хоккейных элементов, ведь новые толчки формируют новые нейронные пути, именно по ним в течение жизни побежит аналогичная информация. Мозг воспринимает индивидуальный опыт каждого человека и реагирует на него, следовательно формируется Спортивный и Эмоциональный интеллект в хоккейной игре и при занятиях инклюзивным хоккеем. Интеллект человека в каждый конкретный момент не постоянная величина, потому что человек — не машина. С точки зрения спортивной психологии и моего профессионального опыта, на интеллект влияют состояние здоровья, эмоциональное состояние, физическая нагрузка и стресс. Управлять этим влиянием можно: эмоциональное состояние помогут поддержать на рабочем уровне друзья по команде, спортивный психолог и не менее важно, чтобы тренер так же умел заметить и поддержать игрока. Проект дает положительные изменения не только в психофизическом здоровье всем участникам инклюзивного хоккея, в результате благополучатели – дети с ОВЗ - получают доступ к качественному дополнительному образованию, социализацию, а нормотипичные дети получают развитие эмоционального интеллекта эмпатии, толерантности.

Целевая аудитория

Дети и подростки-инвалиды, дети и подростки с ОВЗ (без инвалидности) от 4 до 18 лет с диагнозом: ТНР- тяжелое нарушение речи; ЗПР- задержка психического развития; РАС- расстройство аутистического спектра, занимающиеся в секции хоккей в г. Нефтеюганске, а также их семьи.

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Количественные и качественныепоказатели: - 19 занимающихся детей с ОВЗ и инвалидностью, увеличение в 6 раз; - 4 занимающихся нормотипичных ребенка, увеличение в 4 раза; - 40 привлеченных волонтеров, увеличение в 10 раз; - 2-ое детей с ТНР начавших говорить; - проведено более 200 тренировочных занятий на ледовой площадке; - проведено более 300 занятий ОФП, АФК, ЛФК в спортивном зале и на свежем воздухе; - налажена система размещения информационных материалов в СМИ: на популярных муниципальных и региональных пабликах в социальных сетях интернета, на всех официальных ресурсах: сайт, социальные сети организации, телерадиокомпании, газеты- ориентировочный охват зрителей 50 000 человек; - повышение квалификации по проф. подготовке прошли 2 сотрудника; - 8 волонтеров прошли обучающие курсы Тьютора; - проведено более 30 спортивно-массовых мероприятий; - у 23 детей качественные изменения в общем психофизическом состоянии здоровья. - 23 воспитанника самостоятельно катаются на коньках; - 10 семьям оказали консультационную помощь по оформлению ИППСУ, в рамках которого их особенные дети получают социально-медицинские услуги в нашей организации бесплатно, а именно проведение занятий по адаптивной физической культуре (полустационарное обслуживание). Применения метода разделения всех воспитанников, с приблизительно равными физическими возможностями, при организации занятий позволило добиться следующих результатов: — сохранить качество предоставляемого дополнительного образования для всех воспитанников, — убрать психологические барьеры между детьми и сделать занятия комфортными и интересными вне зависимости от ограничений здоровья; — обеспечить комфортную среду для организации и проведения занятий тренерскому составу; — убрать психологические барьеры к инклюзивной среде у родителей воспитанников детей с ограниченными возможностями и без ограничений возможностей. У детей дружеские отношения, взаимная поддержка и понимание друг друга, командный вид спорта хоккей- лучший способ для социализации и абилитации ребенка с ментальными нарушениями. Мы показали- Дети разные, возможности равны! Инклюзия должна стать частью нашей жизни.

Реализация проекта

Проект успешно реализуется на территории города Нефтеюганска с 2021 года, занятия инклюзивной группы по хоккею проходят 3 раза в неделю на регулярной основе: 1 раз на ледовой площадке продолжительностью один академический час; 2 раза в неделю занятия ОФП в спортивном зале или на свежем воздухе с использованием дворовых спортивных площадок. За время реализации проекта сотрудники прошли профессиональную переподготовку в Национальном техническом Университете по программе «Инструктор-методист лечебной физкультуры» и Московский городской Университет (МГПУ) по программе «Теория и методика детско-юношеского адаптивного хоккея». Волонтеры прошли обучающие курсы и получили сертификаты Пушера и Тьютора адаптивного хоккея. Мы разработали инклюзивную программу по физической культуре посредством хоккея "Равные возможности", как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. Инклюзивный хоккей на территории Российской Федерации успешно практикует только наша организация, мы сотрудничаем с муниципалитетом, бизнесом, благотворительными фондами: «Тимченко» и «Нужна помощь», активно привлекаем помощь простых жителей города Нефтеюганска, и некоммерческие организации. В рамках реализации проекта проводились: 1. анонимный онлайн-опрос родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской области и Курганской области. Для успешной реализации проекта, очень важно не только выстроить правильную работу с детьми, но и учитывать мнение и опыт родителей детей с ОВЗ. 2. онлайн-встреча с экспертами в области инклюзии из четырех регионов Российской Федерации. Целью проведения данного мероприятия было знакомство с инклюзивными практиками в системе общего и дополнительного образования для последующего внедрения инклюзии в образовательном пространстве региональных центрах по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей работающих по образовательной модели «Сириус», в рамках образовательной программы "Женщина Лидер УРФО" 2022г. В мероприятии приняли участие спикеры из образовательных организаций разных форм собственности и уровня, а так же представители автономных некоммерческих организаций и представители родительской общественности Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Челябинской области и Курганской области. 3. регулярное взаимодействие с врачом- психиатром, спортивным врачом, обсуждение методов и достигнутых результатов у воспитанников инклюзивного хоккея. 4. взаимодействие с Членами рабочей группы Координационного совета по развитию муниципальной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. 5. на базе нашей организации создан отряд добровольцев "Волонтеры адаптивного хоккея". Эффективность инклюзивной практики посредством занятий хоккеем очевидна и очень востребована в нашем городе, для возможности дальнейшего масштабирования проекта, практику разместили на платформе АСИ СМАРТЕКА.