Сергиенко Ольга Сергеевна
Автор проекта
Дата рождения:
22 сентября 1981г.
Место жительства:
Санкт-Петербург и Ленинградская область, Гатчина
Организация:
ГБУЗ Ленинградский областной перинатальный центр
Должность:
Главная медицинская сестра
Сферы интересов:
#Женское здоровье, #Здоровье детей, #ЗОЖ, #Корпоративное здоровье, #Просветительская деятельность
Социальные сети:

Проекты участницы

От рождения семьи до рождения ребенка

Суть проекта

Суть проекта состоит в комплексном сопровождении молодой семьи на пути к рождению здорового ребенка на всех этапах: подготовка к зачатию и рождению здорового ребенка, беременность, роды, послеродовой период. Сюда входит консультативная и медицинская помощь супругам, их обучение «родительству», оформление и выдача документов на ребенка, психологическая поддержка. Работа начинается с момента образования семьи. Зарегистрировав брак, супруги получают «сертификат молодоженов». Он дает возможность пройти по ОМС комплексное обследование репродуктивного здоровья, получить необходимое лечение, подготовиться к появлению ребенка, получить его первый документ после рождения. Сопровождение проводится в одном учреждении, в максимально короткие сроки, в комфортных условиях, в рамках территориальной программы госгарантий ОМС.
Цели проекта:
1) Повышение рождаемости
Медицинское обследование пары позволяет выявить и провести коррекцию факторов, приводящих к бесплодию. Своевременное выявление проблем с репродуктивным здоровьем, правильное и вовремя проведенное лечение приводит к увеличению количества беременностей.

2) Улучшение репродуктивного здоровья населения
В силу специфики течения некоторых заболеваний и индивидуальных особенностей организма женщины и мужчины не всегда знают о воспалительных процессах, эндокринных нарушениях, патологиях эндометрия, опухолевых образованиях яичников, патоспермии, уретрите и других проблемах репродуктивного здоровья. Своевременное выявление и лечение позволяет решить их и впоследствии стать родителями.

3)Укрепление института семьи
После наступления беременности пара проходит обучение в Школе будущих родителей, для них проводятся партнерские роды. Это укрепляет семейные узы.

В реализации проекта участвуют органы ЗАГС Ленинградской области, областной Перинатальный центр и Ленинградская областная клиническая больница (ЛОКБ). Между ними распределены зоны ответственности и выстроена четкая система взаимодействия.
Главные задачи этой совместной работы - сохранение беременности и поддержка семьи, подготовка будущих родителей к появлению ребенка и рождение здорового малыша.

Целевая аудитория

Мужчины и женщины репродуктивного возраста (до 48 лет), имеющие гражданство РФ, зарегистрировавшие брак в органах ЗАГС Ленинградской области и получившие «сертификат молодоженов».

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

В 2024 году органами ЗАГС Гатчинского района было выдано 598 сертификатов молодоженов. Первый этап обследования в ЛОПЦ прошли 162 пары, второй этап -19 пар. Из 162 семей родителями стали 159 пар. Были рождены 162 малыша (из них 3 двойни). 177 семейных пар в рамках проекта прошли обучение в Школе будущих родителей.
За первый квартал 2025 года органы ЗАГС Гатчинского района выдали 130 «сертификатов молодоженов». 56 семей уже прошли I этап обследования, две пары направлены на II этап. Школу будущих родителей за первый квартал 2025 года прошли 85 пар.

Реализация проекта

С 15 апреля 2024 года каждая пара, официально заключившая брак в Ленинградской области, получает «Сертификат молодоженов». Он является именным и выдается бесплатно в органах ЗАГС Ленинградской области в день регистрации брака вместе со свидетельством о браке.
«Сертификат молодоженов» дает возможность пройти комплексное медицинское обследование репродуктивного здоровья в учреждении родовспоможения 3 уровня - Ленинградском областном перинатальном центре (ЛОПЦ).
Обследование проводится в 2 этапа. На первом этапе будущие родители проходят анкетирование, консультации гинеколога и уролог, сдают клинический и биохимический анализы крови, проходят исследования на ВИЧ, гепатит и ряд других заболеваний, флюорографию, электрокардиографию. Для женщин также предусмотрены забор мазков, УЗИ малого таза и молочных желез, маммография, для мужчин - спермограмма.
Второй этап обследования включает повторную консультацию гинеколога, уролога, психолога, терапевта и определение группы здоровья.
При отсутствии заболеваний и противопоказаний для беременности супруги получают паспорта здоровья, в котором отражаются результаты всех исследований и рекомендации врачей, и индивидуальные программы подготовки супругов к беременности. Дальнейшее взаимодействие с такими семьями продолжается уже при наступлении беременности.
В случае выявления заболеваний супруг или супруга направляется на дополнительное обследование и лечение. В основном эта работа проводится силами сотрудников и специалистов Перинатального центра, но в случае необходимости она осуществляется во взаимодействии со специалистами ЛОКБ.
При наличии показаний для применения вспомогательных репродуктивных технологий, пара направляется на процедуру экстракорпорального оплодотворения в ЛОКБ.
После наступления беременности супругов записывают в Школу будущих родителей в консультативно-диагностическом отделении ЛОПЦ. В программу Школы входит 4 занятия по 2,5 часа. Занятия проводят психолог, акушер-гинеколог, неонатолог. Будущим папам и мамам рассказывают о подготовке к родам и партнерских родах, важных аспектах послеродового периода, уходе за новорожденным, грудном вскармливании, вакцинопрофилактике и многом другом.
Далее парам предлагаются Партнёрские роды в Перинатальном центре, которые подразумевают присутствие на родах близкого родственника.
Регистрация новорожденного производится в кабинете ЗАГС на территории ЛОПЦ. При выписке из Перинатального центра родители торжественно получают на руки первый в жизни документ их малыша - свидетельство о рождении.
После выписки из учреждения родители всегда могут обратиться в центр за консультацией в послеродовом периоде и с новорожденным в кабинет Катамнестического наблюдения.
Передача клинической ответственности за пациента

Суть проекта

Несем ответственность за пациентов
Поэтапное лечение в нескольких медучреждениях сегодня- распространенная практика. Больницы разделились на уровни (муниципальный, региональный и федеральный) и по профилям, одни из них закрываются, другие строятся… В таких условиях легко потерять не только информацию о пациенте, но и самого пациента. Тем более маленького.
Избежать этого можно единственным способом – наладить преемственность медицинской помощи. Поэтому новым проектом в работе Ленинградского областного перинатального центра стала передача клинической ответственности.

Проект родился из сложностей
Сегодня мамы очень разные. Одни приезжают на роды, ни разу не побывав в женской консультации. Другие поменяли не один десяток адресов. Третьи не знают порядка обращения за медицинской помощью в нашей стране. Тем не менее, за всех хочется быть уверенными, что и мамы, и малыши получат медицинскую помощь вовремя и в полном объеме.

С желания, чтобы мамы и дети передавались из рук в руки медработников, с понимания необходимости этого в феврале 2024 года началась совместная работа комитета по здравоохранению Ленинградской области и областного перинатального центра над пилотным региональным проектом по передаче клинической ответственности.

Было решено не распыляться сразу на всю область, а отработать алгоритмы в нескольких соседних районах. Гатчина была выбрана, как крупный районный центр с хорошей транспортной доступностью, что обеспечивает более легкое взаимодействие между учреждениями. К тому же, район дает большой поток женщин. Вместе с Гатчинским районом, в пилотный проект вошли Лужский и Кингисеппский районы.

Суть проста
По сути, проект по передаче клинической ответственности представляет собой онлайн-таблицу на защищенном портале. В цепочке участников - детские поликлиники, женские консультации трех районов и Перинатальный центр. Каждый район работает в своей вкладке в этой таблице. Учреждения, как и раньше, занимаются своими направлениями, но результаты работы вносят в таблицу. И эти результаты видят все участники проекта. То есть новой работы не добавилось – только вносить и отслеживать. Перинатальный центр аккумулирует информацию.

Из перинатального центра необходимые данные передаются в головную поликлинику. В них назначены ответственные сотрудники, которые отслеживают информацию и при необходимости передают ее в подразделения в районе. Условно: перинатальный центр вносит в таблицу данные о выписке мамы с ребенком. Ответственный за проектную работу в Детской поликлинике Гатчинской КМБ передает ее либо врачам поликлиники, либо, например, в фельдшерско-акушерский пункт по месту проживания пациента для организации дальнейшего патронажа.
Если ранее патронаж передавала свободная постовая медицинская сестра, ответственные за своевременность и полноту передачи информации были все, а значит никто, то в ходе проекта была сформирована группа сотрудников, отвечающих за каждый этап передачи информации. Были разработаны и внедрены в работу СОПы по передаче информации, где были четко сформулированы сроки передачи, какие данные о малыше и маме должны быть переданы, документация, требующая заполнения. Ответственными за передачу патронажа со стороны перинатального центра были назначены старшие медицинские сестры неонатологических отделений, а со стороны детской поликлиники- участковые медицинские сестры, то есть информация была сосредоточена в одни руки.

Целевая аудитория

Беременные женщины, родильницы, новорожденные

«Зрелость» проекта

Результаты проекта

Таблица позволила снять три проблемы.
Первая: трата времени.
До проекта медсестры перинатального центра тратили немало времени, чтобы дозвониться до медучреждения и передать патронаж. Внесение данных в проектную таблицу занимает считанные минуты. В ходе проекта были проведены замеры количества времени, затраченного в среднем на передачу патронажа. До начала работы в проектной таблице передача патронажа занимала в среднем до 1,5-2 часов, при этом были случай, когда по тем или иным причинам (неполадки со связью, сотрудник амбулатории находится в отпуске или на листе нетрудоспособности) передача патронажа в настоящий момент вообще была невозможна. Соответственно приходилось переносить передачу на следующий день, либо привлекать маму с просьбой о помощи найти связь с медицинской организацией. После внедрения в работу таблицы время передачи патронажа в участвующие в проекте районы снизилось до 2 минут. Вся информация вноситься в таблицу и в режиме реального времени становится доступна в принимающей МО.

Вторая: непонятный результат
Даже дозвонившись до определенного медучреждения и передав информацию о маме и ребенке, узнать, дошла ли она до врача, пришли ли медики на патронаж к маме и малышу, было практически невозможно. А нередко можно было услышать в ответ «не могу принять информацию, пациентка не на моем участке». В лучшем случае, давали другой номер телефона и все нужно было начинать сначала. В худшем все номера приходилось искать самим. В итоге дозванивались и передавали патронаж начмеду, надеясь, что информация не потеряется и не забудется среди множества других задач.
Сейчас в каждом учреждении, которое участвует в проекте, есть ответственные люди, задача которых собирать и передавать информацию. С них и спрос.

Третья: неполный охват
Еще недавно Женские консультации не получали обратной связи: попала ли их беременная на сохранение, на роды, или еще не поступала в перинатальный центр (родильный дом). Теперь ЖК участвуют в проекте и видят всю информацию о своих пациентках.

Мы разработали и выдаем роженицам памятку с информацией о том, что им нужно сделать, куда, зачем и с чем можно обратиться. В памятке прописали самое важное – неотложные состояния, что делать, если патронаж, который должен осуществляться в течение трех дней, выпадают на выходные и так далее. Кроме того, мы разместили на странице перинатального центра в соцсети ВК куаркоды, которые ведут в группы, где можно найти важную и нужную информацию по уходу за ребенком.

Реализация проекта

Работать стало легче и понятнее
Благодаря внедрению в работу разработанных алгоритмов удалось систематизировать и облегчить саму суть процесса передачи информации.
Женские консультации видят в таблице количество свободных мест в перинатальном центре и могут самостоятельно записать на плановую госпитализацию. Дальше они могут видеть ее поступление, изменение статуса с беременных на родильниц, выписку. Перинатальный центр в свою очередь видит потоки пациенток. Это помогает регулировать планомерность поступления и организовать работу так, чтобы время пребывания женщин в приемном отделении и не превышало 2 часов. В условиях нехватки медицинских работников такое планирование играет важную роль и дает видимый результат. При передаче патронажа новорожденного мы можем отследить была ли принята и отработана информация со стороны детской поликлиники. Это позволило удостоверится, что ни один маленький пациент не остался без внимания. Что очень важно при выписке недоношенных детей и детей, требующих особенного внимания.
Детская поликлиника своевременно в установленные сроки получает данные по детям, прибывшим по месту жительства. Благодаря этому доктор осуществляет патронаж уже на следующий день после выписки малыша. Это означает, что ребенок и мама не остаются без внимания.